Урок 5 - Объекты



О Объекты в графике – это изображение предмета обладающего объемом. Т.е. изображая объект, мы должны, по возможности, соблюдать все законы 3D пространства и перспективы. Причем иногда некоторое преувеличение перспективы добавляет эффектности.

Сделаем парочку пробных работ.

Для начала нарисуем оси X и Y под прямым углом друг к другу, а затем отметим на них точки 1, 2, 3 и 4 на некоторомодинаковом расстоянии от центра нашей координатной плоскости (рис. 1.1).

Далее точки 1.2, 2.2, 3.2 и 4.2, находящиеся посередине между центром и ранее отмеченными точками (тот же рисунок). И еще точка 3.3 между центром пересекающихся осей и точкой 3.2.

А вот дальше чуть сложнее. Посмотрите на рис. 1.3. На нем изображен шар,

помещенный в центр круга, лежащего по отношению к нам под некоторым углом. В результате круглым у нас останется лишь часть шара, находящаяся выше оси X. Все остальные линии будут иметь больший или меньший радиус кривизны.

Ну как? Еще не испугались? Ну если нет, то все еще впереди. Хотя если честно, то бояться-то и нечего. На то мы здесь с вами и находимся, чтобы "страшное" сделать легким и простым.

Итак, проведем обычным методом рисования круга полукруглые черточки через точку 1.2 и от точек 4.2 и 2.2, но уже только вверх! От последних двух точек по направлению вниз черточки должны пойти под более крутым радиусом кривизны. Такие же черточки, но уже в обе стороны и с чуть меньшим радиусом кривизны через точки 2 и 4, а через точки 1.2 и 3.2 почти прямые черточки (рис. 1.2). Точки 1 и 3 нам уже не понадобятся.

Все полученное безобразие желательно соединить полукруглыми линиями так, чтобы получилось что-то вроде фигуры на рис. 1.3. Можно конечно и лучше. И повнимательнее с точкой 1.2, у нас там две черточки!

Ну как? Вот только объема у нас как-то еще не получилось! Исправим это упущение.

Создадим объем линиями, начиная вести их прямо по дуге 1.2 – 2.2 сверху вниз, а затем - уводя влево по форме дуги 2.2 – 3.2 резким, отрывистым движением (рис. 2). Причем длина линий при этом будет получаться различной, что собственно говоря нам и надо, вот только не надо их делать слишком короткими или длинными (рис. 3).

Кстати, их средняя длина определяет местоположение вашего виртуального источника света. Чем больше подобных линий, тем больше проявляется ваша ТЕНЬ. А тень, дорогие мои, это во многих случаях единственный инструмент создания объема! Отнеситесь к ней с должным почтением, тогда и результат будет надлежащим! Для этого существует парочка правил:

1. При прорисовке теней не следует сильно давить на карандаш

2. Грифель карандаша, при прорисовке теней, не должен быть остро заточен.

3. Хорошая тень рисуется несколькими карандашами различной твердости.

4. Сначала рисуется весь рисунок, затем создаются тени, даже если рисунок рисуется тенями (Можно! Можно! вот только позже об этом!).

5. Сначала тени прорисовываются более твердым карандашом, а затем более мягким, усиливая более темные места.

6. Даже если вы стерли предварительные линии, но они были нанесены с нажимом, то при нанесении теней вы получите кучу неприятный сюрпризов.

Отсюда правило 7:

7. НИКОГДА не давите на карандаш!

Нам снова понадобятся две оси X и Y, вот только почему-то они у меня поменялись местами, вот все время с ними так! Что хотят – то и делают! Ну да и ладно! Просто будьте и вы повнимательнее. Вот только в этот раз нарисуйте их подлиннее, уж больно много точек нам понадобится. Ну и начнем! Начнем наш долгий, счастливый творческий путь. Рис 4.1.

  1. На одинаковом расстоянии от центра пересечения осей отметим точки 1; 2; 3 и 4.
  2. Посередине полученных отрезков отметим точки 1.1; 2.1; 3.1 и 4.1 соответственно.
  3. Посередине, между точками полученными в пункте 2. и центром пересечения осей, отметим точки 1.2; 2.2; 3.2 и 4.2.
  4. Отметим точки 3.3 между точками 3.1 и 3.2, и 4.3 между точками 4 и 4.1.
  5. Отметим точки 3.4 и 4.4 между центром пересечения осей и точками 3.2 и 4.2 соответственно.

Перейдем к следующему шагу (рис. 4.2)

  1. Через точки 3.1; 4.1; 3.4 и 4..4 проведем линии параллельно оси Y и обозначим их как оси Y1; Y2; Y3 u Y4 соответственно.
  2. Через точки 1.2 и 2.2 проведем оси X1 u X2 соответственно
  3. Через точку 2 параллельно оси Х проведем линию до пересечения с осями Y3 u Y4 и обозначим точки 7 и 10 (см. рис.)
  4. От точки 1.1 до пересечения с осью Y4 провести линию и на пересечении отметить точку 1.1.1
  5. Такую же операцию проделать с точкой 2.1 для получения точки 2.1.1
  6. От точки 1 параллельно оси X провести линию вниз до пересечения с линией идущей параллельно оси Y посередине между осью Y2 и точкой 4.2. Обозначить на пересечении точку 9 и на пересечении отрезка 1-9 и оси Y4 точку 5.
  7. От точки 4.2 провести линию до оси X1
  8. От точки 4.3 линию параллельно оси Y до пересечения с осью X1 где и отметить точку 11
  9. Отметить точку 8 на пересечении осей X1 u Y2
  10. Отметить точку 6 на пересечении осей X2 u Y1

Еще не устали? Можно и передохнуть, а затем к следующему шагу.

Следующий шаг (рис. 4.3)

  1. Точки 1.1.1; 2.1.1 и 3.3 – это точки шара, вы можете легко провести соответствующие дуги для получения правильной формы.
  2. Нижняя часть овала, окаймляющего овал, несколько смещена в следствии наклона плоскости и лежит посередине между осями X1 и X напротив точки 4.2. Его крайняя левая точка лежит посередине отрезка 1.1 – 1.1.1. Его крайняя правая точка посередине отрезка 2.1 - 2.1.1
  3. Осталось провести ту часть овала, которая нам видна

Следующий шаг. Овал через точки 5, 6, 7 и 8 (рис. 4.4)

Нижнюю часть овала нашего диска через точки 9, 11 и 10 нарисовать еще проще (по примеру и можно сказать "параллельно" верхнему). Ну а соединить точки 7 и 10; 5 и 9 – проще простого!

Попробуйте перерисовать рисунок и сейчас уже можно без таких подробных деталей и расчерчиваний.

А затем можно и в тенях потренироваться (рис. 5)

И еще, начертить квадрат, или даже куб, не так уж и сложно. Сделайте это, потом соедините диагонали, каждую часть диагонали от центра до угла разделите на 3 равные части и потом можно уже легко нарисовать окружность под любым интересующим вас углом. Попробуйте проделать это сами, но уже без помощи. Хотя для примера вам рисунок 6.

Все это конечно не так-то и просто, но не расстраивайтесь, дальше будет сложнее! Но и интереснее. А пока, пока тренируйтесь и обращайте внимание на облака – неистощимый источник образов! Развивайте ваше воображение, Смотрите на облака и "отгадывайте" что они вам "рисуют"!

(Алекс)


К оглавлению уроков рисования