Урок 8 - Урок в клеточку



Отступление. С самого начала мы договаривались о том, что использование линеек, циркулей и транспортиров, мягко говоря, нежелательно. НО...! Но в жизни всегда есть место исключению. Мы начинаем мини-серию уроков с применением вспомогательных инструментов – линейки и угольника или транспортира. Но помните! Это лишь маленькое и ВРЕМЕННОЕ отступление от правил и лишь для того, чтобы в дальнейшем укрепить это правило!!!

Тренировка! Что бы мы без нее делали!? Представляете, если бы КАЖДЫЙ! Блин был комом?! Ан нет! Только первый! Ну или первые десять-двадцать! А все почему?! Да потому что, потренировались, поняли, что сделали не так, или где не так рукой двинули, ну или любимым Дикаркиным сковородником, учли опыт, и сделали по другому! Получилось лучше – замечательно! Хуже – учли, исправились, сделали по-другому! А главное – рука набивается! Вот и будем набивать руку.

Что делать если рука никак не движется как надо?! А так же как ... ну допустим в большом теннисе! Кто-то должен повести вашу руку своей. Тогда автоматически запоминается движение и улучшаются результаты. Ну не с первого раза конечно...!

А что делать с глазомером!? Что делать, если он нетренирован ни разу, а рисовать хочется! И не как-нибудь, а прилично! Ну в самом деле! Нарисуешь чего хорошего, но так ... корявенько! И что?! Желание-то пропало! Опять же интересно было бы посмотреть как это кто-либо своими глазами будет водить глаза другого, с целью тренировок?!?! Придется пойти другим путем!

Инструменты:

1. Линейка
2. Транспортир или угольник
3. Острозаточенный карандаш средней твердости

а еще нам понадобится какой-либо простенький рисунок, с простыми, незамысловатыми линиями. Ну например как на рис. 01.

Видите?! Простые лини! Да, для неопытного художника их возможно и много, но! Мы воспользуемся нашей обычной методой и разобьем одну сложную задачку на несколько легких. Представьте себе, что вам необходимо отложить две точки на заданном расстоянии друг от друга. А глазомер подводит! Что делать?! Правильно! Взять линейку! А если у нас плоскость, на которой нужно отображать фигуры?! Тогда … тогда нам понадобится уже целая куча линеек, которые будут расположены перпендикулярно друг к другу. Но не отчаивайтесь! Бежать в магазин, или по соседям за линейками не придется! Мы изберем другой путь. Простой выход из положения – сетка! Т.е. разбиваем рисунок на заданное количество клеточек (рис. 02)

И такое же количество клеточек расчерчиваем на нашем листе бумаги.

Причем чем большее количество клеточек вы используете, тем выше точность передачи рисунка, но со временем это количество надо уменьшать, иначе это будет не тренинг для глазомера, а массовое копирование!

Кстати, размеры клеточек на исходном и конечно рисунках могут отличаться, что позволяет менять масштаб изображений.

Итак, приступим!

1. Определить важные и второстепенные детали рисунка.
В данном случае ко второстепенным деталям можно отнести мячи и полукруглые линии создающие эффект движения. Т.е. второстепенные детали – это детали, которыми, в сущности, можно пренебречь. Т.е. которые можно вообще не рисовать.

2. Определить детали рисунка, расположенные на переднем плане.
В данном случае это кисти «рук», «ступни», шорты, голова (не считая нижнего уха), ну и мячи.

3. Выбрать одну из деталей рисунка, находящуюся на переднем плане и определить все ее критические точки, т.е. точки наибольшей или наименьшей ширины, точки закругления, граничные точки детали и сообразуясь с их расположением на исходнике, нанести их в ту же клеточку на вашем рисунке, учитывая опыт предыдущих уроков (Рис. 03)

и соединить полученные точки и линии. Точно так же необходимо поступить и с остальными деталями переднего плана рис. 04-06

4. Нанести детали второго плана сообразуясь с их расположением в клеточке и относительно деталей первого плана (рис. 07)

5. Нанести второстепенные детали (при желании) - рис. 08

6. и последнее – раскрасить наше ваяние. Можно добавить теней.

Чего-то недостает … ? А!? Тени под мышонком! Но это вы уже САМИ! САМИ!

Найдите другие изображения подобного характера, потренируйтесь экспериментируя с количеством клеточек. И не забывайте, клеточки – это лишь временный вспомогательный инструмент, который служит лишь для тренировки глазомера и со временем этот инструмент должен отмереть за ненадобностью!

И тренируйтесь на совесть, т.к. дальше будет гораздо сложнее. По просьбам читателей приступаем к изучению внутреннего интерьера, вернее его изображения.

А пока – мы уже неоднократно касались темы «Изометрия». Т.е. когда какой-либо предмет или фигура изображены под некоторым углом к зрителю.

А выглядеть это должно так: рис. 10-11

(Алекс)


К оглавлению уроков рисования