Урок 22. Натюрморт-обманка
На этом уроке я хочу рассказать о натюрмортах-обманках, «trompe l’oeil». А них предметы изображены так, будто лежат (или подвешены) на плоскости. Особенно популярны обманки стали в XVII и XVIII вв. Часто их посвящали победам в сражениях, изображая карты завоёванной территории, текст гимна и портрет монарха. Либо обманки были просто развлечением. Так весело наблюдать, как гость пытается согнать муху, ползущую по письменному столу с бумагами. А потом оказывается, что муха, как и бумаги – нарисованы. Чуть позже К. Эшер развил тему несколько в другом ключе. В наши дни, бродя по Интернету, можно найти немало современных художников, работающих в жанре обманки.
Якопо де Барбари, 1504г.
Федор Толстой. Ягоды смородины. 1818г.
Мориц К.Эшер. Рептилии. 1943г.
Дж. Хилбери. Бумажные маргаритки. 2007г.
На что следует обратить внимание, рисуя обманку? Идеальным объектом изображения в таком натюрморте является стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью. Взгляд зрителя направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз. Ключ ко всему – наблюдательность и усидчивость.
Частым объектом рисования является бумага. Лист бумаги вроде бы плоский, как же его рисовать? Нет, толщину он всё же имеет – очень малую. Он может быть прорванным, линованным, мятым, перфорированным. И чем больше будет таких деталей, тем интересней и естественней станет картина.
Рисуем контуры листа.
«Надрываем» его.
Рисуем собственную тень.
Теперь падающую. Чем больше лист отстаёт от поверхности, на которой лежит (висит), тем дальше падает тень – это важный момент создания иллюзии.
Пусть на листе будет детский рисунок. Он должен следовать изгибам листа. В теневых местах листа он так же темнеет.
Разлинуем лист, снова повторяя его сгибы.
Ещё один интересный предмет – капля воды. Это тот же шар или полусфера, но прозрачный. У него есть внутренняя тень и яркий блик. Падающая тень не столь длинна, мы смотрим на каплю сверху. В тень через каплю падает блик света.
Часто приходится рисовать деревянную поверхность. Самый верный способ – срисовать с плоского стола: как с бумаги на бумагу.
Попробуем сделать романтическую открытку пастелью и углём (можно взять карандаши и вообще что угодно). Полезной вещью в таких случаях будет ластик-клячка, тщательно стирающий тонкие линии. Я нарисовала состарившийся лист бумаги, сверху лежит картинка с ирисом. На листе написаны стихи. Гамма сдержанная.
Делаем набросок, рисуя сгибы листа.
Сгибы и края обвожу охрой и тщательно растушёвываю.
Рисую картинку с ирисом. Намечаю чёрным рисунок дерева.
Дерево штрихую сепией и растираю пальцем. Создаю тени от листа около сгибов, сами сгибы усиливаю сепией, охрой и светлым углём.
Прорабатываю деревянную поверхность и тонкой белой линией рисую толщину листа, вернее, вытираю этот край ластиком. Бледно карандашом пишу стих, делая нашим на сгибах ещё слабее, как будто карандаш стёрся от времени.
Краса цветка с тобою не сравнится,
Но сим подарком намекну опять,
Что, глядя на другие лица,
Твоё хочу всё время вспоминать.
Чем не открытка в день Святого Валентина?
19.01.2012. Даша Ревина