Урок 26. Голландский натюрморт в карандаше

Я предлагаю собрать навыки по изображению разных материалов и предметов в «голландском натюрморте». Рассмотрим картины мастеров и отметим, что для них характерно. Часто одним из важных элементов композиции является стакан свином, сейчас такие не используют, трудновато будет изобразить подобный без натуры – уж больно сложные объемы ножки. Впрочем, можете попытаться. Я же решила осовременить картину. Также неизменные детали: металлическая посуда, булка, лимон со срезанной кожурой, скатерть помятая или со складками и один лежащий, будто упавший предмет. Есть ощущение хаоса, но обратите внимание, что предметы собраны в некую «кучу», есть самый высокий предмет, зачастую композиция образует треугольник.

Виллем Клас Хеда, Натюрморт. 1634.
Виллем Клас Хеда, Натюрморт. 1634.

Питер Клас, Завтрак с ветчиной, 1647
Питер Клас, Завтрак с ветчиной, 1647

Для начала лучше сделать эскиз, учитывая всё вышесказанное.

Затем переносим его на бумагу, формат должен быть такой, чтобы рука смогла прорисовывать детали. Это индивидуальная характеристика. Серый фон будет наиболее близок к классике.

У меня очень большой набор карандашей, но, скажу честно, понадобились немногие. Хорошо иметь кроющий белый карандаш, он создаёт корпусность, непрозрачность цвета. Я решила попробовать «новинки техники» - смешивающий карандаш и карандаш-полировщик. От второго эффект не особо заметен, первый хорошо работает, но его можно заменить тем же белым.

Как я уже сказала, все материалы – стекло, металл, ткань – мы изображали на прошлых уроках, но здесь хочу остановиться на некоторых деталях. Обратите внимание на самые светлые участки стакана с вином. Блики вне жидкости очень чёткие, мы видим, что свет идёт от окна, так как само окно в стакане и отражается. На дне блики размыты, «тонут» в вине.

Для белого вина используем белый, охру, жёлтый, а в центре стакана весьма тёмные цвета, вплоть до чёрного, потом вбивая его в бумагу белым или смешивающим карандашом.



Проходимся ещё раз белым для отблесков стекла. Штрихи по форме бокала.

Бокал без жидкости мы уже рисовали. Снова начинаем с бликов, потом по форме бокала штрихуем переходы от тёмно-серого к светлому. Добавьте немного цвета – бежевого или розоватого.



Донце самое тёмное.

Лимон начинаем рисовать со светлых участков и сразу же обозначаем его отражение в тарелке.





Вспомним, что металл имеет контрастные светлые и тёмные блики, отражает предметы находящиеся рядом.



Булка заслуживает особого внимания. Корочка переходит от почти белого в коричневато-охристому. Штрихуем, разглаживаем и сверху по гладкому слою рисуем коричневым неровности корки. В мякише серым и охрой рисуем вмятины, немного осветляем белым.



Рисуем металлический сосуд, не забывая об отражении жёлтого лимона.



Тёмную скатерть начинаем штриховать с края стола – он светлый. Посмотрите, как лежит на столе шелк или атлас. Основные цвета – окра, сепия, сангина, немного тёмно-коричневого. Штрихи наносим так, как лежат нити ткани – крест накрест.





Классические картины маслом пишутся сразу, они проступают как фотография. Так художник следит за общим колоритом. С карандашом такое трудно сделать. Поэтому колорит картины приходится держать в голове. После того, как все предметы нарисованы, кое-где можно подправить формы, увеличить контраст, усилить блики.

Фон должен иметь плавные переходы, скомбинируем карандаш с пастелью и углем. Оттенки серого очень тонкие, добавляем к углю совсем немного цвета.

Тему можно развить, пробуя варианты с разными предметами и большим количеством деталей.

16.03.2012. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования