Урок 28. Ню. Еще несколько советов

...

В этом уроке хочу дать несколько рекомендаций и творческих решений для картины в жанре ню. На эту тему уже был один урок, но читатели просили продолжения.

Лучшим способом научиться рисовать обнаженную модель было бы изучение анатомии. Один недостаток – для многих это скучно. Второй способ – рисование с натуры. Но найти человека готового сидеть часами неподвижно тоже не просто. Тогда, используем альтернативные методы.

От общего к частному. Начните с зарисовок поз. Делайте наброски грубо и быстро со своих домочадцев в естественных позах, с фотографий. Главное – зафиксировать на бумаге расположение частей тела и пропорции. Рисовать с фото полезно в том плане, что они обычно подробны и красивы, а нам надо упростить объёмы и линии.







Затем можно заняться прорисовкой. Рисуйте отдельные части тела. Хороший помощник – зеркало. Можно разглядеть мышцы в любом положении.

Микеланджело. Сибилла Ливийская. Этюд.
Микеланджело. Сибилла Ливийская. Этюд.

Микеланджело. Стоящая фигура
Микеланджело. Стоящая фигура

Наброски могут быть цветными. Цвет служит здесь для выделения холодной тени и тёплого света или для фиксации сиюминутной колористической фантазии.

Возьмём одну из моделей для наших экспериментов. Грубо рисуем контуры, или лучше сказать границы фигуры. О пропорциях уже было сказано в уроке 6. Следите за линией центра тела, линиями плеч, груди, талии и бёдер – по ним легче отследить соразмерность, нежели глядя на всю фигуру сразу или на детали.



Есть некоторые моменты, которые обязаны хорошо «читаться», иначе модель будет выглядеть как-то не так. Шея и ключицы – следите за прорисовкой. Живот – даже самый плоский имеет небольшой рельеф. Руки – обратите внимание на локоть, впадину под локтем и кисти. С коленями аналогично. Тем более, если Вы используете линии без светотени, они должны достаточно характерными.

Часто на фотографиях есть глухие тени. НЕ копируйте их, иначе срисовывание с плоскости так и останется таковым. Напротив – старайтесь дорисовать то, чего не видно.

После того как освоите карандаш, можно браться за цвет. Бывает очень трудно одновременно следить за формой и цветом, так как фигура человека, не просто сложный объект, она должны выглядеть достаточно живо. Есть промежуточный вариант между цветом и монохромом – техника «три карандаша». Рассмотрим её классический вариант (более скупой и графичный в отличии от «пастельного» в уроке 10).

На цветной бумаге делаем тот же рисунок.

Сангиной штрихуем тени, как если бы работали простым карандашом, но чуть бледней. Оставим некоторый резерв.

Более глубокие тени прорабатываем сепией. Растушёвываем.

Свет, самые выпуклые места выделяем белым мелом.

Для драпировки и колоны используем другое соотношение цветов: сепия и белый без сангины. Хотя всё могло быть наоборот, суть в том, чтобы модель и окружение были целостны, но не однообразны.

От степени растушёвки и тонкости штриха зависит стилистика рисунка. Он может остаться наброском или стать самостоятельной картиной. Особенно если добавить несколько других цветов, не нарушающих гамму.




Картины Мигеля Феррона

Не всегда ню – это подробное, натуралистичное изображение модели. Импрессионисты обращались к цвету как основе. Здесь важно уловить основные линии, снова всё упростить, но теперь уже наполняя красками или же ставя форму и линии на первое место.

Вот так рисовал Модильяни.

А вот так выглядела бы наша модель в похожем стиле. Колона является фоном, на котором выделен силуэт фигуры. Линии разной толщины – это придаёт живописность.

Отличный материал для работы в жанре ню – пастель, она имеет множества оттенков для изображения кожи, а фактура очень мягкая, как изгибы тела.

Посмотрите на несколько работ современных испанских художников.

Ню Эмили Кастаньеды – это тот случай, когда цветовое пятно уступает место форме. При том, что мы не видим деталей, хорошо видна выразительная поза.



Модели Доминго Альвареса очень натуралистичны. Такая стилистика требует большого опыта и упорства.



Работы Сальвадора Ольмедо выполнены в более свободной манере с меньшим использованием растушёвки. Обратите внимание на мазки холодных цветом на тёплом фоне тела – первое подчёркивает нежность второго.

Пробуйте разные походы к жанру, и он никогда не покажется скучным. Ню пастелью в цвете могла бы служить отдельной темой мастер-класса. Если это Вам интересно, жду пожеланий.

20.03.2012. Даша Ревина


К оглавлению уроков рисования от Даши


К оглавлению уроков рисования