Первые шаги после школы

Итак, школа рано или поздно должна была закончиться. И этот раз был не исключением. После окончания все, кто там учится, бывают обычно выброшены на улицу и предоставлены сами себе. Кто-то из выпускников сидел дома и ничего не делал, кто-то пытался поступить в высшие учебные учреждения, кто-то пытался устроиться на работу, кто-то отчаивался и начинал принимать наркотики или попросту спивался, и таких, последних, было немало.

У меня была цель в жизни и ее необходимо было достигнуть. Цель состояла в том, чтобы стать полностью самостоятельным, получить образование, устроиться на работу и отдать все свое тепло и любовь той, единственной на свете.

До окончания школы оставалось три месяца и я наконец-то принял решение пойти учиться и выбрал учебное заведение. Я пришел, записался на подготовительные курсы и начал на них ходить. Никто из тех, кто принимал мои документы на подготовительные курсы, собственно также как и преподаватели, не верили в то, что здесь, в этом институте может учиться инвалид.

Я продолжал ходить на курсы и тем самым давал понять, что учиться я все равно собираюсь. Когда я первый раз пришел в аудиторию, где помимо меня было еще примерно тридцать человек, я немного смутился потому, что чувствовал на себе их взгляды. Они смотрели и боялись подойти, чтобы спросить, действительно ли я не вижу или только притворяюсь. Мне такое положение напоминало инопланетного пришельца, собственно для них таким я и был.

Я сел и начал слушать лекцию. Естественно, мне ее необходимо было записывать и я вытащил соответствующие для этого предметы, которыми собственно пользуются все слепые при записи информации на бумагу. Я не могу точно описать как это происходит, но когда человек пишет, то раздается звук похожий на звук печатающей машинки. Ну вот, я сидел и печатал. Для того, чтоб успеть за всеми, мне необходимо было выучить специальную стенографию и тут уж на курсах я мог ее попрактиковать.

Как только лектор начала диктовать вся аудитория как один прекратила писать, потомучто уставились на меня и я даже слышал как с дальних рядов спрашивают "а что это он там делает?" Естественно, мне нужна была лекция и стоило больших трудов чтоб не обращать внимание на окружающий хаос.

Когда лектор поняла что из всех пишу только я, она немало огорчилась и попыталась объяснить, что ж все таки я делаю. Судя потому, что последовало после ее объяснения, никто ее не слушал или не слышал, т.к. как только она начинала диктовать, а я писал аудитория замирала.

Вот так прошла моя первая лекция на подготовительных курсах. Когда прошло полтора часа и все закончилось, я почувствовал себя таким уставшим морально, что просто хотелось здесь же уснуть. Лектор подошла ко мне и спросила, а не мог бы я не писать лекции, так как из-за меня аудитория не пишет, на что я ответил, что не пишет аудитория не из-за меня, а по собственной необразованности, и что если я не буду писать, то соответственно поступить я не смогу, а этого допускать нельзя, и именно поэтому продолжу ходить и продолжу готовиться к поступлению.

После нескольких занятий абитуриенты уже немного попривыкли и процесс вошел в свое нормальное русло. Таким образом я приступил к подготовке к поступлению и привык к большему количеству народа в аудитории. Дело в том, что у нас в школе, собственно также как и в других подобных закрытых учреждениях, классы очень маленькие, по сравнению с массовыми школами. У нас в классе, когда мы выпускались, было всего четыре человека. Мы просто не были приучены работать и учиться в большем коллективе. Это довольно трудно понять и представить, но это действительно так.

Вот наконец-то и курсы закончились и пора сдавать документы на поступление. Я здесь не буду подробно описывать то, как это делается, так как все эту процедуру прекрасно знают и многие проходили через нее. Я остановлюсь только на некоторых моментах.

Первое, что пришлось преодолеть, это то, что у меня отказались брать документы, так как администрация просто не могла понять как у меня будут принимать экзамены, они же не могут читать то, что я пишу. Довольно долго пришлось убеждать, что все будет нормально и что есть опыт у других ВУЗов по этой теме. Я связался с руководителями некоторых других учреждений, в которые слепые уже поступали и кое как удалось урегулировать вопрос сдачи экзаменов. Наверное, это была единственная сложность.

Итак, документы были сданы, необходимо было теперь преступать к сдаче экзаменов. Никаких проблем, по моему мнению, не должно было быть. И, действительно, все прошло довольно хорошо, но вот только об одном мне хотелось бы рассказать.

Был экзамен по русскому языку и необходимо было написать изложение. Нам прочитали материал как положено три раза и мы преступили к его изложению. Я закончил почти наравне со всеми и сдал свою работу. Я не ожидал, что будут какие-то проблемы, но они начались совершенно неожиданно, меня вызвали и начали спрашивать откуда я переписал текст. Довольно долгое время пришлось доказывать, что переписывал его я исключительно из своей памяти, которая в свою очередь запомнила его от экзаменатора. Я поинтересовался, а что там с текстом не в порядке, и мне ответили, что довольно многое было просто переписано. Чтоб, я только писал что мне диктовали и больше ничего. Оказывается, необходимо было писать близко к тексту, а не переписывать его, что я собственно делал. Я позволил снизить оценку, но все равно мне удалось пройти, набрав необходимое количество баллов.

Это было просто замечательно! Как я узнал уже много позже, мне пришлось дебютировать в том смысле, что за все 70 лет существования этого университета слепые и вообще инвалиды поступили в него впервые. Я, честно говоря этого не знал. Таким образом, из абитуриента мне было суждено превратиться в студента. Я в тот момент даже не мог себе представить, с чем придется столкнуться, и поэтому совершенно спокойно ждал начала учебного семестра.

И вот учеба началась. Первые несколько дней как это бывает всегда, практически ничего не происходило. У меня было несколько задач, которые предстояло немедленно решить. Задачи были такие: когда я приходил в университет, необходимо было узнать в какой аудитории занимается моя группа, т.к. каждый раз это были различные помещения, поэтому запомнить не представлялось возможным. Я решил эту проблему так, что я просто подходил и ждал пока кто-нибудь подойдет к расписанию, а потом просто просил прочитать мое расписание. Кто-то уходил, так ничего мне не прочитав, кто-то читал, но почему-то номера аудиторий не совпадали с теми в которых группа действительно занималась, а кто-то добросовестно помогал и даже провожал до аудитории, хотя я в этом не нуждался, так как знал здание университета и все корпуса как свой родной дом.

Реакция аудитории на первых лекциях была такой же как и на подготовительных курсах, отличие было лишь только в том, что декан сказал всей группе, что есть такой нестандартный человек и что он будет писать вот так и в общем чтоб при возможности помогли кто может. Но по-моему эти слова совершенно не произвели никакого действия на студентов, т.к. как только я начал писать лекции в аудитории установилась мертвая тишина, т.к. все смотрели что ж я там делаю. В общем кое-как общими усилиями удалось преодолеть последствия шока у студентов и процесс обучения продолжился.

Я не буду подробно распространяться о том, как я писал рефераты и контрольные работы, так как процесс проходил следующим образом: со мной были в хороших отношениях несколько человек из группы и вот они мне читали литературу, я соответственно им за это платил, потом я составлял в уме текст реферата или контрольной работы и просто им диктовал. Почему платил? Потому, что бесплатно никто ничего делать не хотел. Вот так и было.

В следующем рассказе я продолжу повествование о времени, проведенном в стенах высшего учебного заведения и о том, что там произошло интересного.

Cвои замечания, предложения, пожелания вы можете отправлять мне по электронному адресу и я с радостью на них отвечу.

Все что я здесь рассказываю, является абсолютной правдой. Все права на материалы, размещенные в этом разделе, принадлежат автору.

Любое воспроизведение, копирование, перепечатка этих материалов не может быть произведена без письменного согласия автора.

(© Андрей Мамонкин)


Мир глазами незрячего