2. Авторский фарфор

Во всей полноте «Авторский фарфор» подразумевает участие автора во всех стадиях изготовления произведения из фарфора: идея воплощается в эскизе и завершается проектом, исполнение проекта в материале завершает авторская подпись художника. На практике существует ещё вариант соавторства, когда скульптор работает в паре с живописцем, и работа имеет две подписи. В изготовлении произведения на разных стадиях могут участвовать исполнители, но основная часть работы исполняется непосредственно автором произведения. Обычно произведение исполняется в нескольких экземплярах или небольшим авторским тиражом. Если изделие имеет успех, то может быть изготовлено и большим тиражом, но многотиражные изделия выпускаются производством с клеймом завода и уже без авторской подписи. Автор имеет к ним более далёкое отношение, чем писатель к книге. Книга сохраняет все особенности оригинального текста. Многотиражное изделие, выполненное в фарфоре, может значительно отличаться от оригинала. И хотя авторство иногда указывается, но само произведение уже выпадает за рамки авторского фарфора, хотя и имеет коллекционную ценность. Авторское изделие имеет более высокую цену и, конечно, не каждый любитель может позволить себе обладание оригиналом.

«Авторский фарфор» - чисто российское явление. Уникальность его в том, что в России нет строго контролируемой специализации, которая существует во всём мире, и наши художники до сих пор имеют возможность самостоятельно осуществлять свой замысел в фарфоре, осваивая недоступное для западного образа жизни количество профессий.

В области авторского фарфора продолжают работать заслуженные мастера известных фарфоровых заводов и молодые художники, которые только начинают свою карьеру, как фарфористы, но имена их, к сожалению, известны только узкому кругу знатоков и любителей. Художник по фарфору – профессия, которая по всем признакам может быть занесена в «красную книгу» вымирающих и редких профессий. Не хочется использовать заезженную фразу «о спасении утопающих», а хочется просто внести свой посильный вклад в общее дело от художников-фарфористов.

Пропагандой отечественного художественного фарфора и его авторов занимается очень небольшое количество профессиональных искусствоведов, среди которых можно назвать Л. В. Андрееву, Т. Л. Астраханцеву и, конечно, хотелось бы привлечь в их ряды возможных помощников и последователей.

За последнее время было издано несколько книг достойных упоминания. Одна из них: «Кузнецовы. Династия* Семейное дело». Авторы Е.Галкина и Р.Мусина. Сделан серьёзный обзор периода «Кузнецовского фарфора», который послужил плацдармом для возникновения «Авторского фарфора». Были изданы несколько монографий, посвящённых прославленным мастерам фарфора: А.Д.Бржезицкой, Е.И.Гатиловой, И.Олевской, Г.Соркиной. Советский авторский фарфор постепенно переходит в область антиквариата. Появляются новые коллекционеры и любители, публикуются частные коллекции фарфора.

Интерес к современному авторскому фарфору, конечно, значительно ниже, чем к антикварному. Художников по фарфору остаётся всё меньше по естественным причинам, и, вероятно, эта тенденция не изменится. Фарфоровое производство, как отрасль, уже утратило своё значение и перестало быть государственным делом. Крупные выставочные проекты, посвящённые авторскому фарфору, не осуществлялись уже много лет, нет и специализированных художественных салонов, где можно было бы демонстрировать работы. Но с появлением интернета появилась возможность выйти на более широкую аудиторию, что позволит устраивать хотя бы виртуальные выставки. Хотя, конечно, фото никогда не заменит живого предмета, который можно потрогать руками, почувствовать его энергетику. Для любви недостаточно поверхностного знакомства, но и случайная встреча может пробудить интерес.

Михаил Обрубов, 10 мая 2012 г.


К оглавлению уроков фарфора