10. Искусство фарфора и бизнес

В 90-е годы мастерские по изготовлению фарфора росли, как грибы после дождя. Денежный дождь кончился - мастерские рассыпались. Для того, что бы делать художественный фарфор нужна другая мотивация. Ну, и, вероятно, уважаемым коллекционерам и любителям художественного фарфора можно проявить творческую активность со своей стороны: выступить в роли заказчика и вдохновителя.

Нужен живой интерес к искусству фарфора - и появятся новые мастера. Старые мастера и так работают.

Частные фарфоровые производства, конечно, существуют в России, но к ним относятся сегодня те старые заводы, которые перешли в руки новых хозяев. В большинстве случаев, это произошло по команде сверху (новые хозяева пустили бы производство под нож по экономическим соображениям).

Суть перемен можно выразить добавлением к любому творческому проекту приставки «бизнес»: если раньше художник делал «проект», то теперь – «бизнес-проект».

Изменились условия жизни и художника и общества. Возникла необходимость не только самоокупаемости проекта, но и получения прибыли. Изготовление фарфоровых изделий требует современной технологии и финансовые затраты существенны. Кроме финансовых вложений нужны еще две составляющие: интеллектуальная и художественная. Сделать произведение искусства из фарфора без привлечения специалистов невозможно.

Предприниматель связывает свою жизнь с производством фарфора, исходя из каких-то объективных причин: семейное дело, профессия, местные условия, новый рынок сбыта. В этих составляющих бизнеса вопросы высокого искусства не занимают и процента. Для того, что бы вопросы искусства заняли высокое место, предприниматель изначально должен быть художником. В таком случае: бизнес страдает, зато – искусство процветает. При наличии воли, образования и смекалки можно совершить чудесное преобразование утилитарного материала в материал большого искусства. Существует правило «Десяти тысяч часов», согласно которому: для того, что бы достичь успеха в каком-либо деле, нужно отработать десять тысяч часов. В переложении на усреднённый график работы, можно сказать, что для того, что бы стать профессионалом, нужно отработать в деле не менее пяти лет при восьмичасовом рабочем дне.

Исходя из личного опыта, могу сказать, что самые лучшие условия можно создать для художников по фарфору на специализированных предприятиях. Такие предприятия могли бы создаваться на общие средства: государственные, муниципальные, профсоюзные и частные пожертвования и целевые вклады. Такие программы существовали при СССР и создавали условия для творческого обмена. Художественная среда необходима для формирования творческой личности. Расхожая поговорка, что «искусство требует жертв», возникла не на голом месте. Художник каждый день стоит перед выбором: пожертвовать деньгами ради искусства или наоборот.

Создание индивидуальных мастерских для изготовления фарфоровых изделий требует совместных усилий целого ряда специалистов или чудесного совмещения в одном лице всех необходимых знаний и навыков. Более благоприятные условия имеют люди, которые работают в традиционных местах: в Гжели, в Ликино-Дулёво, в Вербилках. Близость к работающим производствам даёт возможность оперативнее решать многие вопросы. В Гжели существуют уже и фирмы, специализирующиеся на обеспечении мелких мастерских всем необходимым для производства фарфора. Хорошо себя зарекомендовали мастерские, образованные при действующих монастырях РПЦ.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что затевать организацию мастерской по фарфору лучше коллективно, чем в одиночку. И от количества вложенных в производство средств будет зависеть качество фарфоровых изделий.

Михаил Обрубов, 17 мая 2013 г.


К оглавлению уроков фарфора