Как не спать за рулем

Многим водителям (в том числе и опытным) знакома ситуация, когда после многих часов подряд езды за рулем голова буквально падает на грудь и кажется, уже нет никакой возможности сопротивляться наползающему сну. Едва почувствовав приближение такого опасного состояния, благоразумные водители съезжают с дороги и устраиваются на отдых. Но, к сожалению, так поступают далеко не все. Многие, пытаясь преодолеть сонливость, усиленно курят, разговаривают с пассажирами, пьют крепкий чай или кофе. В лучшем случае делают кратковременные остановки, чтобы немного размяться или поспать. Все эти приемы редко дают желаемый результат. Чаще они становятся лишь поводом для самообольщения, когда у водителя вроде бы появляются основания думать, что он «в порядке», тогда как на самом деле его состояние нисколько не улучшилось.

Подобная переоценка водителем своих физических возможностей часто оказывается причиной дорожно-транспортного происшествия.

Причиной утомления обычно бывает длительное непрерывное движение или недостаточный сон и отдых перед поездкой. Развитию этого состояния способствуют такие факторы, как характер дороги, скорость движения, интенсивность и плотность транспортного потока, время суток, погода и многие другие обстоятельства, с которыми сталкивается человек, находясь за рулем. Монотонные прямолинейные участки с однообразным ландшафтом, а иногда даже хорошо знакомые дороги с большой интенсивностью движения вызывают у водителя состояние заторможенности и сонливости. Оно возникает как реакция на информационный голод и недостаточную психоэмоциональную нагрузку, что вполне вероятно даже у хорошо отдохнувшего водителя в первые часы пути на пустынной дороге в утреннее время.

Утомление и сон за рулем никогда не возникают внезапно. Им всегда предшествуют те или иные признаки. Так, в раннем периоде утомления появляется ощущение тяжести век и песка в глазах, учащается мигание. Веки как бы слипаются, губы пересыхают, хочется пить, возникает шум и звон в ушах, тяжесть в затылке, голове и руках. Затем одолевает чувство слабости, человек становится пассивным, безвольным. Длительное напряжение затылочных мышц постепенно приводит к головным болям, иногда даже кажется, что голову стянуло тугой повязкой. В мышцах плечевого пояса и спины также появляются болевые ощущения.

В ранней стадии утомления человек нередко утрачивает чувство скорости, у него может возникнуть ощущение неуправляемости автомобиля. К тому же из-за нарушения зрительного восприятия предметы дорожной обстановки различаются плохо, как бы в тумане. Чтобы отделаться от неуверенности, водитель то замедляет, то ускоряет движение. Это иногда настолько бросается з глаза, что кажется, будто человек управляет машиной в нетрезвом состоянии.

Характерный признак раннего утомления — зевота. Она свидетельствует о заторможенности клеток головного мозга в результате кислородного голодания. В этом случае необходимо прекратить курение (если водитель курит) и проветрить салон. В качестве некоторой профилактической меры в таком состоянии можно посоветовать несколько раз глубоко и медленно вдохнуть и быстро, энергично выдохнуть. Напряжение мышц шеи, возникающее при этом, приводит к ускорению кровотока в сосудах головного мозга, в клетки которого начинает поступать достаточное количество кислорода. Несколько активных физических упражнений также помогают снять гипоксию — кислородное голодание.

В позднем периоде утомления очень хочется спать. Именно стойкая сонливость — главный симптом этого крайне опасного состояния. Его начальная стадия может быть отмечена судорожными и внезапными кивками головы из-за потери тонуса затылочных мышц.

Затем наступает самая опасная стадия, которая характерна короткими периодами сна с открытыми глазами. Пробуждение может сопровождаться сильным испугом и резким учащением пульса. Водителю в таком состоянии трудно удерживать автомобиль в прямолинейном движении, и он начинает уходить то в одну, то в другую сторону. В конце концов неизбежно наступает сон за рулем, если водитель не прекратит движение и не даст возможность организму отдохнуть.

Кроме утомления и сна причиной дорожно-транспортного происшествия может стать так называемое состояние парагипноза, или искусственной сонливости. В такое состояние водитель может впасть на загородной дороге, где при длительном движении с постоянной скоростью равномерное мелькание деревьев, столбов, линий разметки иногда вызывает оцепенение, напоминающее гипнотический сон. В таком состоянии водитель может проехать много километров. В это время он контролирует машину, реагирует на внешние раздражители автоматически, но у него резко снижается скорость реакции. Таким же действием обладают монотонно покачивающиеся перед глазами предметы.

Иногда можно встретить сообщения о приборах, Koторые якобы предотвращают сон за рулем посредством включения различных световых и звуковых сигналов. Однако практика показывает, что эти приборы не решают проблемы, так как в борьбе со сном человек привыкает к любым сигналам и все равно засыпает за рулем движущегося автомобиля. Поэтому в борьбе с усталостью предпочтение надо отдавать не приборам-будильникам, а приемам, позволяющим снимать усталость. Наиболее эффективный прием — это периодические остановки для физической разминки. Кофе и тонизирующие напитки дают слабый эффект.

Чтобы выбрать метод борьбы с утомлением, надо хорошо представлять себе его причины. Если причина утомления обусловлена длительной работой за рулем или плохим сном накануне поездки, то единственным правильным и эффективным средством является остановка для полноценного сна и отдыха.

Если сонливость проявляется у хорошо отдохнувшего водителя при движении в условиях информационного голода (загородные дороги с малой интенсивностью движения), то хорошее действие окажут разговоры с пассажирами, прослушивание радиопередач и другие средства, отвлекающие от монотонности дороги. Некоторые водители в таких случаях поют песни или насвистывают мелодии.

При искусственной сонливости из-за дорожного парагипноза снять заторможенность и утомление можно только кратковременными остановками для физической разминки.

Дорожно-транспортные происшествия от утомления не являются неизбежными. Опасному состоянию здесь всегда предшествует комплекс признаков, названных выше. Водитель никогда не должен оставлять эти признаки без внимания, вовремя применять меры борьбы с утомлением и помнить, что никакие ухищрения не заменят человеку нормальный отдых и сон. Именно поэтому Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средством в состоянии утомления.