Минимум риска – максимум безопасности

Не нужно быть гениальным мыслителем, чтобы осознавать факт прямой взаимосвязи между дорожными автокатастрофами и нашим собственным поведением, а говоря простыми словами, наша безопасность зависит от нас же самих. Недоучет, переоценка собственных возможностей, недостаточная внимательность, необдуманный поступок – вот не полный список причин, которые приводят к авариям и ДТП всевозможных масштабов. Причем, избежать их далеко не всегда гарантирует даже строгое соблюдение правил дорожного движения, иногда решающим фактором становится незначительная на первый взгляд техническая неисправность, нервное состояние или какой-либо посторонний раздражитель. В общем, даже уверенный водитель с хорошим опытом и тот не застрахован от несчастного случая, не говоря уже о начинающих. Некоторые полезные советы, которые, как правило, опускаются в автошколах, помогут новичкам, если не избежать, то снизить до минимума степень риска.

Наиболее уязвимым местом в практике начинающих водителей является поворот. Скорость перед таким маневром, естественно, снижается при помощи тормозов, но торможение необходимо прекратить до начала непосредственно поворота, чтобы он производился плавно на первой передаче без участия тормозной педали. В противном случае боковая устойчивость автомобиля значительно снижается, что может привести к заносу и опрокидыванию. При этом же не стоит забывать и о повышении износа резины и деталей ходовой части. Подобное действие следует выполнять также перед ямой, выбоиной, бугром и каким-либо препятствием, снижая удар, то есть, тормозить заранее, а само препятствие преодолевать на выбеге или минимальной тяге. Иногда целесообразно нажимать педаль сцепления в такой ситуации. Во время пути следования, в частности в сырую и холодную погоду, необходимо периодически просушивать тормозные колодки, производя ряд прерывистых нажатий на педаль, что поможет поддерживать тормоза в надлежащей готовности.

На мокрой и скользкой поверхности дороги тормозить следует рывками, постепенно и заблаговременно снижая скорость, поскольку тормозной путь в подобных условиях увеличивается до 10-ти раз. Преодолевая подъемы и спуски, лучше использовать одну скорость, двигаясь на пониженной тяге. Ни в коем случае нельзя спускаться под гору «самокатом» в нейтральной позиции, только на скорости и с использованием тормозов. Если так уж вышло, и автомобиль занесло на обочину, не нужно тут же пытаться возвратить его обратно на проезжую часть. Сперва необходимо переключиться на первую позицию и сбросить ход до минимума, аккуратно выруливая на скорости пешехода. В случае, если машина забуксовала, попав колесами в скользкую выбоину или сугроб, нет смысла продолжать попытки упрямо вырваться на свободу. Станет только хуже, яма углубится, а снег превратится в ледяную кашу. Выход только один – подложить под колеса что-нибудь, за что они смогут ухватиться, доску, ветки, коврик из салона, только не щебень и песок, это ничего не даст.

По заснеженной дороге и гололеду на автомобиле следует двигаться примерно так же, как вы это делаете пешком на катке зимой. С одной, оптимально выбранной, средней скоростью и, не делая резких движений. Сила трения одинаково действует, как на подошвы обуви, так и на колеса машины, поэтому не стоит часто переключать передачи, стараться двигаться без остановок и лишний раз не тормозить. Лучше всего достичь определенной скорости и дальше поддерживать инерцию, поочередно подавая и сбрасывая газ. Скользкий подъем преодолевают, как правило, предварительно разогнавшись, особенно, если это грунтовая дорога, на которой при включенной первой позиции машину обязательно поведет юзом. Вообще, грунтовые дороги осенью и зимой в нашей стране представляют собой настоящий танкодром! Ехать по ним лучше, не используя наезженные колеи, а проезжая одной стороной колес между ними. Так и днище автомобиля сбережется, и шансов забуксовать значительно меньше.

Другой опасной процедурой для начинающих является обгон, прием, в результате которого случается ежегодно едва не 50 процентов всех ДТП. Собираясь совершить обгон, необходимо убедиться, что водитель впередиидущей машины заметил ваше намерение. Сделать это не представляется возможным, за исключением нечастых случаев, когда последний может демонстративно махнуть в окошко рукой, давай, мол. Поэтому стоит включить левый поворот заранее, приблизившись метров на 20, и так проследовать некоторое время, хотя бы с минуту. По статистике вы будете замечены, теперь убедитесь, что за вами никто не желает совершить подобного действия, что впереди нет встречных машин, и только после этого аккуратно выезжайте на встречную полосу. Маневр обгона следует совершать, как можно быстрее, поскольку в условиях большого города и оживленного движения ситуация на дороге напрямую зависит от того, насколько оперативно он будет произведен.

Все водители не любят велосипедистов, причины тому очевидны и понятны. Закон для таковых не писан, а ожидать от них можно всего, что угодно. Одно дело, если впереди маячит зрелый мужчина, возвращающийся с рыбалки, или почтальонша с сумкой через плечо, от этих неприятностей ждать не приходится. Принял на метр в сторону и все дела. А вот с лихачами – малолетками ухо надо держать востро. Эти, если не начнут кренделя перед машиной выписывать, то, того и гляди, потеряют равновесие и свалятся прямо под колеса. Таким не будет лишним посигналить, но издалека, а обгоняя, прибавить к безопасному расстоянию для верности еще метра полтора – два.

Что такое туман для водителя, всем известно. Если днем, то лучше видно без включенных фар, но правила безопасности требуют ездить с зажженными, а это создает перед автомобилем эффект световой стены и только ухудшает видимость. Хороший выход из положения – противотуманные фары, совместно с которыми включенный дальний свет обеспечивает видимость, как минимум, ста метров впередилежащей дороги. При сильном тумане, как и при густом снегопаде, результативнее использовать одни только противотуманные. А вообще, для начинающих, если необходимость заставляет все же выбраться в путь, оптимальным вариантом будет пристроиться сзади попутного автомобиля и спокойно следовать у него в хвосте.

Кроме погодных условий, плохой освещенности, технических недостатков автомобиля, например, таких, как слишком податливая педаль тормоза или тугой более, чем необходимо, руль, существуют еще и другие факторы, влияющие на безопасность движения. Плохое самочувствие это один из них. Нервное ли это перенапряжение, простуда или просто головная боль, такое состояние противопоказано для вождения. Дело в том, что практически все лекарственные препараты, успокоительные в том числе, в большей или меньшей степени вызывают сонливость и снижают реакцию. Усталость действует аналогично, по этой причине выезжать в дорогу рекомендуется только хорошо отдохнувшим. Существует также отвлекающий фактор. Это всевозможные посторонние занятия за рулем, болтовня по телефону, бутерброды с кофе, расческа, слишком громкая или напрягающая музыка, а также и курение на ходу. Во время движения нужно оставить все это, в крайнем случае – остановиться у обочины и покурить (поесть, попить, расчесаться, позвонить подружке и так далее).

Пересекая перекресток, безопаснее всего держаться дальше от его центра, это вам любой водитель скажет. Таким образом, вы обеспечиваете больший простор для передвижения транспортов, следующих в разных направлениях, и снижаете риск возникновения на перекрестке аварийной ситуации. Про соблюдение дистанции говорить не стоит, в городе старайтесь не приближаться к впередиидущей машине ближе 20-ти метров, на трассе – не ближе 40-ка. Приучите себя каждые несколько секунд смотреть в зеркала заднего обзора, чтобы более масштабней оценивать ситуацию вокруг. Ну и напоследок не будет лишним поделиться еще одним советом. Дорога чревата не только усталостью, но и изрядными нервотрепками. Об этом нужно помнить и держать все необходимое в аптечке, а валидол – всегда под рукой. И помните, чтобы не было опасности, не нужно рисковать. В добрый путь!..