ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА - Календарь, история, традиция, рецепты блинов

...

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

Широкая Масленица

Масленица — последняя неделя перед пасхальным постом. Каждый год Масленица отмечается в разные числа, все зависит от начала Великого поста и, соответственно, Пасхи. Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. Эта неделя подготавливает людей к посту и началу духовного и физического очищения. Масленица всегда начинается с понедельника, а заканчивается Прощёным воскресеньем.

Масленица и Масленичная неделя празднуется в определенные годы в феврале, а в определенные в марте (при этом сама Масленичная неделя может проходить в период с февраля по март):

  • В 2022 году Масленица празднуется 28 февраля. Масленичная неделя: с 28.02 по 6.03.
  • В 2023 году Масленица празднуется 20 февраля. Масленичная неделя: с 20.02 по 26.03.
  • В 2024 году Масленица празднуется 11 марта. Масленичная неделя: с 11.03 по 17.03.
  • В 2025 году Масленица празднуется 24 февраля. Масленичная неделя: с 24.02 по 2.02.
  • В 2026 году Масленица празднуется 16 февраля. Масленичная неделя: с 16.02 по 22.02.
  • В 2027 году Масленица празднуется 8 марта. Масленичная неделя: с 8.03 по 14.03.
  • В 2028 году Масленица празднуется 21 февраля. Масленичная неделя: с 21.02 по 27.02.
  • В 2029 году Масленица празднуется 12 февраля. Масленичная неделя: с 12.02 по 18.02.
  • В 2030 году Масленица празднуется 4 марта. Масленичная неделя: с 4.03 по 10.03.

После долгого Рождественского поста и праздника Рождества «Христова у россиян наступал «веселый сезон»: рождественские святки и затем масленица.

Она праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Поесть вдоволь и погулять вволю перед строгим семинедельным постом сам Бог велел. Масленицу встречали блинами. Когда-то в далекие языческие времена они служили символом солнца. Теперь этот символ утрачен. Но блины на масленицу пекут всю неделю и в наши дни.

Праздновали наши предки эти дни всем миром — и стар, и млад. С утра и до самой ночи «беганье на санях лошадьми с неимоверной скоростью». Даже в самые лютые февральские морозы. По 10—12 человек в санях, а иные озорники валятся в сани на полном ходу. Гиканье, крики, песни, шутки, удальство.

Иностранцев особенно поражало «ужасное» зрелище катания с ледяных гор. Обычно из досок сооружались параллельно друг другу, но в разных направлениях — скатами навстречу — две горы, иной раз до 13—18 метров высотой, а то и больше. Катальные горы украшались елками, флажками и деревянными скульптурами. А вечером освещались фонарями. Разноцветные огни отражаются в снегу. Волшебная картина!

Возле гор собиралось великое множество народа. Светские дамы с кавалерами и состоятельные горожане демонстрировали новые экипажи и моды. А простонародье с любопытством взирало на франтов и франтих, их кареты и сани. Праздничная площадь напоминала театральную сцену.

Заезжий датчанин писал: «...И вот они садятся на специальные маленькие санки, ждут, пока их подтолкнут вниз, и мчатся с неописуемой скоростью далеко по катку». При этом иноземец забыл сообщить, что некоторые смельчаки спускались с гор без санок, на ногах или на коньках. На масленицу даже сам царь Петр I в сопровождении двора выезжал в окрестности северной столицы, чтобы потешиться катанием на санях с крутых склонов Вороньей горы.

В середине XVIII века под Москвой возле Покровского дворца ежегодно возводили высокую катальную горку. Однако «подлый народ» сюда не допускался. Он довольствовался горами на Москве-реке, на Неглинной и на Трубной площади. При Екатерине II всему дворянству разрешалось кататься с гор перед Головинским ее величества дворцом каждый день, а простолюдинам только в свободные от работ дни. Лакеям вход в Головинский сад воспрещается. Они, «как и все подлые люди, худо одетые, и в лаптях пропущаемы не будут». Вот так!

Удивляло гостей России и зрелище кулачных боев. Эти обычные у русских «увеселения» устраивались на улицах, но чаще всего на реках. Помните, у Лермонтова: «Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские на Москву-реку, на кулачный бой, разгуляться для праздника, потешиться». Состязания эти, конечно, воспитывали силу, однако были подчас очень жестоки.

После громкого посвиста, служившего сигналом к началу боя, сходились в рукопашной. В ход пускались сперва кулаки, а уж потом, бывало, дрались чем попало. В одних случаях кулачные бойцы стояли каждый сам за себя, в других шли «стенка на стенку». Нередко подобные бои напоминали сражения неприятелей, которые то оставляли место побоища, то вновь овладевали им. Случалось, что проигравших уносили с поля боя покалеченными. Для некоторых эта потеха заканчивалась смертельным исходом.

А на Урале и в Сибири осаждали снежные крепости. Художник-сибиряк Василий Суриков увековечил подобную осаду на своей знаменитой картине «Взятие снежного городка». Парни строили довольно высокую ледяную крепость с воротами, через которые можно было проехать верхом на коне. Одни исполняли роль осаждающих, другие — защитников крепости.

«Взвод человек в двадцать удалых всадников,— писал очевидец,— с неистовым криком бросается на приступ, но, встреченный множеством шапок, комков снега и холостых ружейных выстрелов, он отступает в беспорядке и, построившись снова, с большей силой ударяет на осажденных. Это повторяется несколько раз и все с возрастающей яростию...»

В конце концов какой-нибудь отчаянный удалец, не жалея ни себя, ни своей лошади, врезался в ряды защитников крепости и проскакивал под ее сводами. В начавшейся суматохе сотни мальчишек с оглушительным криком бросались на крепость и в несколько минут «разносили» ее до основания.

Интересно, что на приступ снежной крепости ходили как «пешие», так и «верхие». Первые лезли на стены и срывались под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности. Вторые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами,хворостинами и нагайками хлестали лошадь, чтобы заставить ее повернуть обратно. Победители торжественно шли по селу с песнями.

Все делали от души и в полную силу наши предки — и работали, и развлекались. Удалое разгулье отвечало характеру русских людей. «Гулять — так гулять!» — говорили они.

«Русский,— писал современник Гоголя и Лермонтова академик А. В. Никитенко,— подравшись со своим врагом, побратается с ним, даст ему хлеба и денег, словом, забудет, что у него морда была в крови от кулака его противника».

Забудет и простит. Тем более на масленицу. Ведь заканчивается она Прощеным воскресением, когда россияне просят друг у друга прощения за ссоры и причиненные обиды. «Прости меня».— «Бог простит, ты меня прости».

Масленица — последняя сырная седмица перед Великим постом, когда уже нельзя есть мясо, но можно есть яйца, сыр, масло, сметану, молоко.

И, конечно же, масленица — это блины.

Предлагаем два старинных рецепта настоящих русских блинов и один рецепт — скороспелых.

Рецепты блинов на масленницу

Блины гречневые

блины на Масленицу

  • 2 стакана гречневой муки,
  • 2 1/2 стак. молока,
  • 30 г дрожжей,
  • соль по вкусу.

Тесто поставить за 2—3 часа до того, как их подавать к столу.

Гречневую муку можно приготовить дома из хорошо просушенной гречневой крупы, смолов ее в кофемолке.

Муку разведите в теплом молоке или воде, добавьте соль и дрожжи, разведенные в небольшом количестве молока, и поставьте в теплое место. Когда тесто поднимется, не перемешивайте его, пеките блины на горячей сковороде, смазанной маслом. Блины подавайте с растопленным маслом, сметаной, сельдью или (правда, это сейчас роскошь) икрой.

Гречневые блины можно есть и просто с растительным маслом.

А еще очень вкусная начинка для блинов — мелко нарубленные вареные яйца и зеленый лук с растопленным сливочным маслом.

Блины пшенные

блины на Масленицу

Для опары:

  • 2 1/2 стак. муки,
  • 40 г дрожжей,
  • 0,5 л молока.
Для теста:
  • 5 яиц,
  • 50 г сливочного масла.

Пшенная каша:

  • 1 1/2 стак. пшена,
  • 3 стак. молока,
  • 1 ч. л. соли,
  • 2 ст. л. сахара.

Пшено переберите, промойте в семи водах и засыпьте в кипящую подсоленую воду (3—4 части воды на 1 часть крупы). Когда вода закипит, воду слейте и пшено залейте кипящим молоком, добавьте соль, сахар и варите кашу до полной готовности. Охладите, хорошо разотрите кашу до однородной массы или протрите через сито. Затем в кашу влейте желтки, растопленное масло, опару, хорошо перемешайте и дайте подойти. В готовое тесто введите взбитые в стойкую пену белки, перемешивая сверху вниз. Когда тесто подойдет еще раз, не перемешивая, сразу пеките блины.

Блины-скородумки

блины-скородумки

  • 5 ст. л. (с горкой) муки,
  • 2 1/2 стак. молока,
  • 2 яйца,
  • 1 ст. л. сахарного песка,
  • 1/3 ч. л. соли,
  • 2—3 ст. л. растительного масла.

Яйца, соль, сахар взбейте миксером или венчиком, во взбитую массу влейте молоко, всыпьте муку, перемешайте, добавьте растительное масло, еще раз перемешайте и выпекайте блины на разогретой сковороде. Под первый блин сковороду смажьте маслом, а потом не смазывайте, так как в тесте достаточно масла. Растительное масло вливайте в тесто после его замеса с мукой, иначе тесто не будет насыщено воздухом, а блины не будут рыхлыми.

Подавайте блины горячими с маслом, сметаной, вареньем, медом к завтраку, обеду и ужину.

Пройдет масленица, и начнется Великий пост.