Правое полушарие мозга старет быстрее

...

К таком выводу пришла группа психологов из университета Гавайских островов, изучающая процесс запоминания. Группе испытуемых в возрасте от 44 до 79 лет диктовали через наушники ряд цифр то в левое, то в правое ухо, а затем просили вспомнить цифры.

Слуховые нервы человека идут таким образом, что то, что мы слышим левым ухом, попадает в основном в правое полушарие мозга, а правое ухо снабжает информацией левое полушарие. Оказалось, что лучше запоминает услышанное левое полушарие. Такой результат ожидался: в распределении труда между полушариями мозга на его долю приходится обработка словесной информации. С возрастом память ухудшается. Этого тоже следовало ожидать. Неожиданным оказалось то, что ухудшение памяти с возрастом оказалось заметным сильнее в тех случаях, когда цифры диктовались через левое ухо. То есть правое полушарие старее быстрее.

Начиная примерно с 25-летнего возраста, мозг человека ежедневно теряет несколько десятков тысяч нейронов, а после 40 лет ежедневно отмирает примерно по 100 000 нейронов. Так что, дожив до 90 лет, человек может лишиться десятой части нервных клеток мозга. Но, так как при самой интенсивной умственной работе мы пользуемся лишь четвертой частью своих нейронов, резервы вполне достаточны. Французский национальный институт исследований по предупреждению старения мозга разработал систему «мозговой гимнастики» для пожилых людей. Упражнения направлены на то, чтобы ввести в действие скрытые резервы и этим компенсировать отмирание нервных клеток.

Несколько лет назад мюнхенский физиолог Эрнст Пеппель в результате различных психофизиологических экспериментов показал, что человек может осознавать поступающую информацию, строя из нее единую картину, только в рамках строго определенного промежутка времени — трех секунд. Можно сказать, что настоящее длится для нас только три секунды. Все отстоящее, скажем на четыре секунды — уже прошлое.

Пеппель изучал записи речи на четырнадцати языках и обнаружил, что говорящий делает краткие паузы каждые три секунды. Причем этот ритм речи не изменяется даже при чтении стихов разного размера и не связан с ритмом дыхания.

Продолжая эти исследования, психолог Маргарет Шляйдт обнаружила, что трехсекундный ритм проявляется и в других наших действиях. Она просмотрела собранный за много десятилетий киноархив лаборатории поведения человека, 250 километров пленки, на которой скрытой камерой запечатлены сцены из повседневной жизни европейцев, индейцев бассейна Амазонки, бушменов и жителей острова Тробриан. Независимо от народности, культуры, возраста и пола в повторяющихся, ритмичных действиях выступает тот же трехсекундный ритм. Такие повторяющиеся действия, как взаимное сотрясание рук при рукопожатии, махание рукой при прощании, кивание головой при выслушивании собеседника, притоптывание ногой от нетерпения, поглаживание ребенка по голове — все это делается или с трехсекундным ритмом, или каждые три секунды эти действия прерываются либо, наоборот, усиливаются.

Любопытно, что и продолжительность съемки с одной точки (продолжительность одного кадра) в художественном кинематографе, как правило, близка к трем секундам либо кратна этому числу (шесть, десять секунд). В легкой атлетике команда спринтерам «На старт — внимание — марш!» тоже занимает примерно три секунды. Наиболее эффективны рекламные клипы, длящиеся три секунды или кратное число секунд. Все тот же ритм, лежащий в основе не только нашего восприятия, но и всей жизни.

Подобные измерения проводили и на шимпанзе, у них ритм оказался короче на секунду. Предполагают, что секунда уходит у человека на вербальное (словесное) оформление переживаемого или делаемого. Мы как бы проговариваем про себя, в подсознании все увиденное, и на это уходит лишняя секунда. Эта гипотеза подтверждается измерениями, проведенными на детях, глухих от рождения и потому не овладевающих языком. У них ритм жизни учащен.