ОНИКС

Оникс

Оникс

Оникс в древности на Востоке считался несчастливым камнем. Арабы называли его ’’джаз”, что в переводе означает печаль или скорбь. Йеменские народы добывали оникс и старались побыстрее его продать, так как, по их поверьям, этот камень напоминает глаза мертвой женщины. В Китае к копям, где добывали ониксы, из-за боязни ’’дурного предзнаменования” люди старались без особой надобности не приближаться.

Оникс — один из «Библейских камней». Он упомянут на первых страницах Библии (Быт. 2:12) при описании Рая (Ган Эден (ивр.) — Эдемский Сад) и близлежащих областей (область Хавила): «И золото той земли хорошее: там бдолах (ароматическая смола) и камень оникс» (ивр. — шогам, שהם). Из Библии известно, что наперсник Первосвященника, в котором он проводил богослужение, был украшен двенадцатью цветными камнями, среди которых был и оникс. Кстати, само название «наперсник» несколько неточное, по Rebbenu Bachya, слово Shoham в стихе Исход 28:20 означает «оникс» и является камнем на богато вышитом одеянии еврейских священников в древности (ефод, Исх. 25:7), дар Иосифа (на плечах одеяния было два камня Shoham).

Народы Кавказа и Греции относились к ониксу более доброжелательно. В средневековых ’’Лапидариях” писали, что ’’вид у оникса удивительный, вся окружность его бела, как слоновая кость и мрамор”, в армянской рукописи написано: ’’имя ему слоймани, т.е. слоистый, у него один слой белый, другой черный. Он очень тверд в работе. У франков пользуется этот камень большим уважением”. Считалось, что оникс может добыть только ’’чистый сердцем человек”. Оникс шел на изготовление гемм, брошей, амулетов.

Ониксы сложены плоскопараллельными слоями различно окрашенного халцедона, контрастными по цвету; сочетания полос черного и белого цвета наблюдаются в арабском ониксе, бурого и белого — в сардониксе, красного и белого — в карнеолониксе, белого и серого или синеватого — в халцедонониксе, сочетание полос любых других окрасок — в обыкновенном ониксе.

Местонахождение

Лучший халцедоновый оникс поступает с Аравийского п-ова, из Индии, Бразилии, Уругвая, США; в России добывается в небольших количествах на Чукотке, Колыме, в Приморском крае.

Применение

Агатовый и сердоликовый оникс («сардоникс», «сард») использовался людьми с доисторических времён для изготовления небольших резных художественных изделий (глиптика), а также резных цилиндрических печатей. Это один из наиболее ценных поделочных камней. Кальцитовые (мраморный и др.) виды ониксов широко распространены и относятся к наиболее доступным и недорогим декоративно-поделочным материалам. Как раньше, так и теперь они широко используются в серийных бытовых и крупных изделиях: это всевозможная мелкая и средняя пластика, ониксовые вазы, шкатулки, подсвечники, столешницы. Применяется также в мозаике и облицовке. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из оникса часто вырезают разнообразные ювелирные изделия, из наиболее редких и качественных сортов сардоникса — камеи, в которых более высокая часть темного изображения контрастирует со светлым фоном.

В настоящее время оникс вставляют в кольца, браслеты и другие ювелирные изделия.

Одна из наиболее известных историй с сардониксом связана с именем Бенвенуто Челлини. Однажды он надолго исчез из Ватикана, предварительно прихватив с собой золото и несколько драгоценных камней, выданных ему для работы из папского хранилища. Причём его отсутствие было достаточно долгим, чтобы вызвать сначала беспокойство, а затем и гнев его Святейшества. Когда, наконец, Челлини вернулся, то его встретили бранью: «О, эти художники! Вечные посетители кабаков, спутники развратных девок, подонки общества, язычники, а не добрые христиане!». Вместо оправдания Челлини молча выложил кипарисовый ларец, внутри которого находилась гемма из многоцветного сардоникса. Резко оборвав свои гневные филиппики, папа долго и внимательно разглядывал вещь. На камне Челлини вырезал канонический евангельский сюжет, тайную вечерю. Притом многоцветный камень был использован самым изобретательным образом. Все пятна, цвета и прожилки сардоникса были использованы в каноническом сюжете для характеристики персонажей. Христос оказался в белом природном одеянии, апостол Иоанн — в голубом, Пётр — в красном, а Иуда, конечно, — в мрачном тёмно-коричневом хитоне. Но более всего папу поразила мысль, что этот сардоникс валялся на земле много тысяч лет, как простой булыжник, и никому до него не было никакого дела. Но вот пришёл «распутный» художник, коснулся камня своим несложным резцом и сотворил из булыжника чудо. Бенвенуто Челлини был прощён и провозглашён возлюбленным сыном церкви. Его шедевр торжественно перенесли в собор апостола Петра и поставили в алтаре главного притвора. Здесь он и находится до сего времени наряду с другими избранными геммами всех времён христианства.