Связи и борьба с конкурентами

...

Для предпринимателя еще на стадии создания бизнес-плана встает вопрос о знании своих конкурентов, их особенностей, сильных и слабых характеристик и того, как именно они будут бороться за свой рынок или за свою долю. Как правило, на эта развития рынка становиться понятно, как можно разделить ниши влияния и доходы, получаемые от конкретного рынка, как можно сформировать взаимодействие и даже выгодное сотрудничество. Провести такое сотрудничество до этапа действительно эффективных общих действий удается не очень часто. Но если удается, то, как правило, под давление внешней силы, например, большой компании, которая угрожает общему рынку.

Однако, и на спокойном и поделенном рынке можно успешно дружить, а не конкурировать. Так, например, конкуренты могут по молчаливому согласию не противодействовать проведению рекламных и агитационных акций, разводя их по времени, или организуя их по разным сегментам рынка: одни продвигаются среди школьников, другие – среди пенсионеров. Как правило, такой уровень взаимодействия достигается долгим знакомством, когда действия партнера просто угадываются. Антикартельное законодательство препятствует прямому сговору между работающими на одном рынке компаниями, поэтому достижение договоренностей добиваются неформальными путями и поддерживают их по неформальным каналам.

Хорошим средством предотвращения бизнес-войн и противостояния на основе конкуренции является совместное расширение на соседние регионы или перенос деятельности на межрегиональный рынок. В таком случае ресурсов одной компании может и не хватать на то, чтобы обеспечить действительно активное продвижение, а вот согласование действий с конкурентами может дать колоссальный эффект, через продвижение сразу нескольких групп товаров, которые взаимно дополняют друг друга. Таким образом, создается кластер, с которым тяжело спорить тем, кому на новых завоевываемых рынках придется потесниться. В некоторых случаях конкуренты могут специально для продвижения дальше создавать отдельные совместные структуры с совместным управлением, которые приносят доход и рыночную долю сразу нескольким компаниям-основателям. К сожалению, такая продвинутая форма сотрудничества еще практически не прижилась в России, хотя является очень развитой в США и в Китае, где много отдельных, достаточно изолированных экономически регионов.