МАЛАХИТ

малахит

Малахит

Малахит — один из красивейших минералов. По выражению А.Е. Ферсмана, это ’’камень яркой, сочной, жизнерадостной и вместе с тем шелковисто-нежной зелени”. Его окраска представляет собой палитру зеленых тонов от светло-зеленого с голубизной (’’бирюзового”) до густого темнозеленого цвета (’’плисового”). Название этот минерал получил от греч. (маляхэ) — мальва, окраска листьев которой похожа на цвет малахита. Текстура малахита разнообразна — ленточная, струистая, концентрически-круговая, лучисто-звездчатая с переслаиванием слоев различного цвета.

Вставки из малахита

Вставки из малахита

По составу малахит представляет собой водную углекислую соль меди — Си2 [СO3] [ОН]2. Окиси меди в малахите содержится до 72 %, поэтому он использовался как медная руда. Малахит кристаллизуется в моноклинной сингонии, призматическом виде симметрии. Окраска малахита объясняется присутствием иона меди. Малахит — минерал зоны окисления медных сульфидных и медно-железорудных месторождений, залегающих в известняках, доломитах и других породах. В результате взаимодействия медносульфатных растворов с карбонатными или углекислыми водами образуется малахит. Натечные формы малахита возникают в карстовых пещерах и полостях рудоносных известняков, куда фильтруются воды с бикарбонатом меди.

Малахит встречается в виде плотных натечных образований, а также землистых выделений. Кристаллы малахита крайне редки, спайность их совершенная по пинакоиду. Облик кристаллов призматический, игольчатый и волокнистый; встречаются двойники.

Показатели преломления малахита: ng = 1,909; nm = 1,875; np = 1,655. Блеск стеклянный до алмазного; у волокнистых разностей — шелковистый. Наблюдается плеохроизм — от бесцветного до темно-зеленого цвета. Твердость его 3,5—4 по шкале Мооса, плотность 3,9—4,1 г/см3. Малахит хрупкий, в изломе имеет шелковистый отлив. Черта бледно-зеленая. Спайность по {201} совершенная, по {010} средняя. При нагревании малахит теряет воду и становится черным. При взаимодействии с соляной кислотой растворяется с выделением углекислого газа.

Этот минерал издавна привлекал внимание людей. Древние греки украшали малахитом нарядные здания и залы. В Древнем Египте из малахита, добываемого на Синайском полуострове, изготовляли камеи, амулеты и украшения.

Однако подлинную известность этот минерал получил после открытия крупных месторождений малахита в конце XVIII в. на Урале. (Следует отметить, что малахит в предгорьях Урала был впервые открыт в 1635 г. и использовался для выплавки из него меди.)

После открытия уральских медных рудников малахит стали добывать там в большом количестве. В XIX в. на рудниках в Меднорудянске и Гумишевске ежегодно добывали до 80 т прекрасного камня от светло-зеленой до атласной темно-зеленой окраски..

В 1835 г. была обнаружена огромная глыба малахита массой 250 т, а в, 1913 г. — массой более 100 т.

Самый большой кусок малахита в горном музее Санкт-Петербурга весом в 1504 кг

Самый большой кусок малахита в горном музее Санкт-Петербурга весом в 1504 кг.

Эта удивительная находка была сделана на Гумешевском руднике близ Полевского завода на Урале, - собственник копей Турчанинов преподнес малахит Екатерине II, а государыня, в свою очередь, передала геологическое чудо в дар музею. Вес малахита составил рекордные 1504 кг., а стоимость его оценивалась в 100 000 рублей. Для демонстрации этого самородка был создан отдельный зал, получивший название Малахитового.

Из мелких кусков малахита низкого качества изготовлялись великолепные краски. А.Е. Ферсман пишет, что ”...до революции в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле можно было видеть крыши многих особняков, окрашенные малахитом в красивый синевато-зеленый цвет”. Высокосортный малахит шел на изготовление ваз, чаш, столешниц и даже колонн. Русскими умельцами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, называемый ’’русская мозаика”, при котором куски малахита распиливались на тонкие пластины и из них подбирался рисунок, наклеиваемый на металл или мрамор.

В Государственном Эрмитаже есть малахитовый зал, в котором экспонируется более сотни разнообразных изделий из этого драгоценного минерала: огромные вазы, чаши, столы, мощные колонны кажутся изготовленными из целого куска малахита, настолько точно подобран рисунок узоров камня.

Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Малахитовая гостиная Зимнего дворца

Малахитовая гостиная

Малахитовый зал — парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, входившая в состав личных покоев супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Уникальный интерьер был создан в 1838-1839 годах по проекту архитектора А. П. Брюллова при восстановлении Зимнего дворца после грандиозного пожара, полностью уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года.

Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами дворца и личными покоями императрицы. Этот зал был репрезентативным, и одновременно он открывал анфиладу из трех гостиных на половине императрицы. В этом помещении собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами — строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал.

Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А. П. Брюллов включил редкий полудрагоценный камень — малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.

Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова.
— Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в СПб. Спб., 1839

Зал обставили спасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Свое место между окон заняла малахитовая ваза. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады, завершающие драгоценное ожерелье исторических интерьеров Зимнего дворца.

Создавая Малахитовый зал, Брюллов, казалось бы, сохранил композиционное решение старой гостиной и изменил лишь отдельные элементы, но тем не менее общее впечатление от интерьера изменилось. Основным средством художественной выразительности не характерной для классицизма стала подчеркнутая контрастность сопоставления декоративных элементов: насыщенного ярко-зеленого малахита, белизны облицованных белым искусственным мрамором стен и обильной позолоты.

На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Роспись выполнил автор, который первоначально выполнил эту работу — Антонио Виги. Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Центральная из трех женских фигур росписи — аллегория Поэзии — была копией с работы художника Возрождения Рафаэля Санти — медальона «Поэзия», венчающего фреску «Парнас» в Ватикане. По сторонам Поэзии изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь. Прообразами этих фигур стали барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.

В 1842 году в Малахитовой гостиной выступал композитор Ференц Лист. В Петербург он прибыл по приглашению императрицы Александры Федоровны спустя 2 года после знакомства с ней на лечении в Эмсе.

В Малахитовой гостиной происходило официальное представление дам императрице. Только после этой процедуры дамы могли получать приглашение на придворные балы.

На протяжении всего XIX века архитектурно-декоративное убранство Малахитового зала оставалось без изменений, и он продолжал играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными и жилыми покоями. В 1894—1895 годах интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца получили новое оформление, поскольку здесь после свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) с супругой, но уникальную отделку Малахитовой гостиной сохранили. Здесь 14 ноября 1894 года состоялся обряд одевания к свадьбе принцессы Гессенской Алисы, в православии — Александры Федоровны. В первые годы супружеской жизни Николая II и Александры Федоровны в Малахитовой гостиной проходили семейные завтраки в торжественные праздничные дни.

Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

Во время Первой мировой войны в гостиной проходили заседания благотворительных организаций.

После Февральской революции 1917 года глава Временного правительства А. Ф. Керенский распорядился организовать его работу в Зимнем дворце, и Малахитовый зал стал местом проведения заседаний. Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Когда во время штурма дворца начался обстрел, решено было перейти из Малахитового зала, выходящего окнами на Неву, в соседнюю Белую столовую — более безопасное помещение, обращенное во внутренний двор. Здесь Временное правительство и было арестовано.


В настоящее время изделия из малахита - бусы, броши, перстни, кулоны — ценятся наравне с полудрагоценными камнями и пользуются большим спросом.

Ювелирные изделия из малахита

Ювелирные изделия из малахита

Министерством геологии СССР разработан ОСТ 41-117—76 ’’Малахит в сырье”, по которому малахит разделяется на три сорта в зависимости от цвета и качества. Минимальный размер камня 30 мм в поперечнике. На мировом рынке за малахит в сырье кусками массой 600—800 г платят до 20 долл. за килограмм.

Известные месторождения малахита на Урале — Меднорудянское и Гумишевское — практически полностью выработаны. Открыты крупные месторождения малахита в Африке (Заире), Южной Австралии и в США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных месторождений не может сравниться с уральским. В связи с этим малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.