Оперы, которые меня поразили
Концертов, на которых исполнялись крупномасштабные произведения, мною было посещено немало. Но тех, которые по-настоящему поразили, единицы. Расскажу лишь о двух.
Незабвенная «Юнона»
Мне посчастливилось еще в советские времена послушать в оригинальном исполнении рок-оперу «Юнона и авось», причем так вышло, что я ходила на нее два дня подряд. Известный московский театр «Ленком», прекрасные артисты, чудеснейшая музыка Рыбникова, конечно, оставили неизгладимое впечатление.
Поразила тогда весь зал актриса, исполнявшая Кончиту, и вышедшая на сцену нагишом. Еще тогда достаточно пуританские нравы провинции и привычки зрителей столь разительно отличались от этого актерского шага, что вызвали шок.
А повеселила толстенькая вокалистка, исполнявшая Деву Марию, - поднятая почти под потолок, в белом балахоне, она вещала тонюсеньким голоском свою партию. А поскольку тесситура очень высокая, а вокальных данных не очень хватало, на отдельных нотах образовывался почти писк.
Помнится, это была одна из первых отечественных рок-опер, а направление было на пике мировой популярности. Скачать записи тогда было негде, формата mp3 еще не ожидалось, пластинки вырывали с руками. А песни были такими яркими и замечательными, что их хотелось не только слушать, но и петь почаще!
Как находили выход? В библиотеке нашего музучилища отыскался клавир произведения, который затерзали до дыр, разучивая партии и переписывая ноты. Напомню, ксероксов тоже еще не было! Кажется, в результате клавир потерялся, то есть остался в чьем-то личном пользовании. А музыка «Юноны и авось» осталась в сердцах навсегда.
«Садко» и новые технологии
Новгородский Кремль не так давно стал площадкой для постановок спектаклей и опер. Пожалуй, наибольшими оригинальностью и профессионализмом отличалось выступление труппы Мариинки, подготовившей специальную версию знаменитой оперы «Садко» Римского-Корсакова.
Театр приурочил выступление к Дню города, таким образом поздравив новгородцев. Декорациями послужил древний Софийский собор, на площадке у которого были выстроены подмостки, размещен оркестр. Главные трудности заключались в установке сценического света, обеспечении качественного звука, с чем специалисты театра справились блестяще.
Представление получилось потрясающим! Опера о новгородском купце (а Новгород был крупным купеческим городом) на фоне исторических декораций воспринималась просто завораживающе. Конечно, слушатели присутствовали не бесплатно – купили билеты, но это того стоило! Онлайн слушать эту постановку, значит, не получить нужного представления о реальном спектакле. Этот формат open-air оказался настолько интересным, что планируется перевод его из разряда новинки в традицию. Другие Кремли Новгородскому завидуют, безусловно!