Урок 9 - «Лучше б я умер вчера!!!»


М-да! Мрачноватое начало, но… где-то так и есть.

Этот урок первое серьезное испытание вашей усидчивости. Признаюсь, в этом уроке я немножечко «схолявил»! Ну так, немножечко! И потом! Имею право!!! Где вы видели чтобы преподаватель по черчению, допустим, полностью вычерчивал чертеж болта на доске или на листе бумаги?! Не видели! Правильно! Он столько раз уже его чертил, что … да и не его это задача! Его задача чтобы студенты начертили этот болт правильно!

Да и потом, не у всех есть широкополосный интернет, поэтому приходится выбирать что-то среднее между качеством и размером рисунков, вам ведь их еще на свою машину грузить придется. Потому и линии иногда у меня жирнее чем положено.

Итак!

Детали!!! Главное - детали!!!

Помню, как убирал комнату, когда времени совсем мало, а качество кто-нибудь да проверит (ну или оценит) - на видных местах убираешь парочку незначительных мелочей, и комната становится неузнаваемой!!! Ну... почти! А потому, учитесь обращать внимание на мелочи, и пренебрегать, казалось бы, важными деталями!

Инструменты:

1. Два стандартных листа бумаги (один на другом, для мягкости!)
2. Еще один стандартный лист бумаги, сложенный вдвое, для правки карандашей
3. Еще один стандартный лист бумаги (его мы будем рвать на клочки! Зачем?! А вот потерпите!).
4. Как минимум два простых карандаша различной мягкости.
5. Резинка (что поделаешь! Сегодня она пригодится!)
6. Железные нервы, ангельское терпение, нечеловеческая усидчивость!

Ну да с последним… не все так страшно! Если у вас есть желание, то вы и не заметите убегающего времени. Но спешу предупредить! Это так же один из первых уроков, который, несмотря на внешнюю простоту, потребует очень много времени! Сегодня вы, возможно, поймете, почему некоторые картины пишутся годами!

Приступим!

Рисовать мы будем дом! Да простят меня архитекторы! Дом с балконами и рисунками во всю стену. И начнем мы с того самого рисунка. Я лично выбрал эмблему фирмы Apple.

Нарисуем, эмблему легкими линиями (не бойтесь, если вы никогда раньше самостоятельно такого не рисовали, но добросовестно выполняли то, чему я вас учил, то для вас это не будет таким уж сложным!) (рис. 01).

При отрисовке ведите карандаш легкими короткими линиями. Такой метод позволяет более точно вырисовывать общие линии, хотя и несколько «размывает» их.

Затем обведем его линией пожирнее (рис. 02) и покроем сеткой, знакомой нам с прошлого урока (рис. 03).

Этот лист (кстати, это был ЕЩЕ ОДИН лист) мы отложим в сторону и возьмем следующий!

Рисовать дом – это, конечно же, не предел мечтаний, это даже скучно! НО!!! В нашем случае – это серьезный полигон для «набивания» руки и глазомера! А без этого … правильно! Никуда!

Итак дом! Дом в изометрии!

На нашем стандартном листе, где-то с левой стороны проведем линию сверху вниз и такую же с правой стороны, но чуть меньше. Причем правая линия должна начинаться на уровне более низком, чем левая и заканчиваться так же раньше. Разница между нижними точками полученных линий, должна быть меньше чем разница между верхними. На каждой из линий нанесем две точки, делящие линии на три равных части, так как дом у нас будет трехэтажный (рис. 11).

Соединим верхние и нижние точки линий, а так же отложенные на них точки, и проведем линию посередине между первыми двумя … ну не совсем посередине, чуть ближе к правой, ну да это у многих получится автоматически (если, конечно, вы не будете пользоваться линейками, что в нашем случае запрещено!). Это не так-то просто. Попробуйте, для начала, расположить лист так, чтобы две точки, которые вам надо соединить находились одна за другой от вас так, чтобы вы вели соединяющую их линию "от себя". Причем приставьте карандаш к ближней точке, поднимите локоть (иначе линия получится полукруглой), взгляните на дальнюю точку, обратно … (переводит взгляд с одной точки на другую столько, сколько посчитаете нужным) стараясь почувствовать рукой нужное направление, и ведите линию концентрируя свое внимание больше на направлении, чем на точках или кончике карандаша. Можно вести линию и короткими, легкими линиями.

А затем обозначим и стену слева, проведя соответствующую линию и соединив ее с центральной линией отрезками. Помните, что разница между нижними точками должна быть меньше чем между верхними, так как точка наблюдения (т.е. мы) находится внизу.

На правой и левой вертикальных линиях главной плоскости (самой большой) отложим точки, делящие получившиеся у нас три этажа на три равные части. Посередине верхней части каждого этажа поставим точку, делящую эту часть пополам (рис. 12).

Вот уже и готов каркас нашего дома! Ну да … "Лиха беда – начало"!!!

Верхние и нижние полученные на этажах точки, соединим легкими линиями. На главной плоскости, на некотором расстоянии от вертикальных линий проведем параллельно им вспомогательные линии (рис. 13).

Посередине, между полученных вертикальных линий, отложим еще по вертикальной линии, и так же отложим на некотором расстоянии от них, справа и слева параллельно им вспомогательные линии (рис. 14).

Итак, мы провели все необходимые нам вспомогательные линии для того, чтобы нарисовать окна и балконы шести видимых нам квартир. Причем на первом этаже, как обычно, балконов не будет (рис. 15).

Обратите внимание, что ширина дверей второго и третьего этажей должны совпадать! На рисунке 16 показано как примерно необходимо обозначить торцы стен (в проемах дверей и окон), косяки окон и дверей а так же их рамы и балкон. К сожалению, в связи с экономией места, не все можно разглядеть детально!

Вот и начались ваши мучения! То, что вам сейчас предстоит, займет не один час вашего времени!

Т.к. линии должны быть параллельными, тонкими, а так же нужно учитывать угол наблюдения, т.е. то что мы должны нарисовать справа у окна, не совсем похоже на то, что будет слева! Так же есть разница между нижним и верхним краем. Все это слишком долго объяснять, и вы уже не на первом уроке, а потому всматривайтесь внимательно, если нужно стирайте, рисуйте заново, но! Никакой "халявы"!!! Это серьезно! Это то, ради чего мы и здесь, на девятом уроке!

Так же не забывайте, что балконы могут быть выполнены по разному, а окна закрыты или открыты (рис. 17)

И не бойтесь! Это только кажется сложным!Помните четвертый урок "Рисуем линии"?! Так вот! Если вы уделили ему достаточно внимания, то этот урок для вас лишь поначалу покажется сложным! Если нет, то вернитесь на недельку к четвертому уроку, особое внимание уделив его окончанию. Чем более сложные "Кристаллы" вы научитесь получать, тем легче будет вам с уроком 9!

Итак, если вы честно занимались (в том числе и с материалом четвертого урока) или вернулись после недельного отсутствия на четвертом уроке, то займитесь окнами и балконами. Подойдите с особой тщательностью к каждому окну, к каждому окну застекленного балкона (как внешнему так и внутреннему), или витым линиям незакрытого. Можете добавить дополнительных деталей, как например коврик на нижнем правом балконе.

И помните! Ваш результат должен выглядеть лучше, потому как вы учитесь, а я (извините), в силу вышеописанных причин, "халявлю"!

Если вы закончили, то перейдем к нашей пустой стене. Вот на ней-то мы и нанесем нашу эмблему! Для этого нам понадобится такая же сетка, как и на рисунке эмблемы, НО! Сетка должна быть точно так же искажена, как и стена (рис. 18)!

Нанесите сначала крайние линии, а затем разделите каждую из них на две равные части. Повторите эту операцию необходимое количество раз. По вертикали, правда, у нас 9 клеток вместо получившихся 10, но кто нам мешает стереть лишний ряд!

Можно конечно и просто отложить нужное количество клеток, но тогда возникают проблемы с центровкой рисунка относительно краев стены, и с относительными размерами клеток, что конечно же исказит рисунок.

Когда сетка нанесена, просто отложите главные точки (урок 8) и соедините их (рис. 19).

После этого воспользуемся ластиком чтобы стереть ненужные линии и ослабить нужные (рис. 20).

А дальше? А дальше все просто! Используя разные по твердости карандаши, нанесем штриховку на поверхности (рис. 21). Для более темной поверхности используем более мягкий карандаш.

Кстати о листочке сложенном вдвое! Он заточенный карандаш можно равнять именно на нем. Легкими возвратно-поступательными движениями, слегка прокручивая его вокруг своей оси.

При штриховке помните:

1. Направление штриховки не должно меняться для всей поверхности ограниченной другими фигурами или линиями плоскости.
2. Штрихи, по возможности, не должны "заходить" друг на друга.
3. Взяв в руки подготовленный карандаш, тем не менее подправьте его на листочке для правки, даже если вы этим карандашом уже штриховали. Иначе, в силу того, что каждый раз карандаш у вас в руках повернут под каким-то ДРУГИМ углом, своей заточенной при предыдущей штриховке гранью, он нанесет парочку неприятных, трудно-изводимых штрихов.
4. Штрихи должны быть параллельными и как можно более прямыми, а потому держите локоть навесу!
5. Чем тщательнее вы наносите штрихи (имеется ввиду не сила нажатия), один штрих к другому, тем приятнее получится картина.
6. Штрихи должны располагаться вплотную к ограничивающим линиям, но не залезать на них.
7. Сила нажатия на карандаш должна быть одинакова по всей плоскости, если только это не изогнутая поверхность.
8. При создании разной освещенности поверхностей можно использовать карандаши разной твердости, разное давление на карандаш, а так же использование нескольких карандашей и различного надавливания для одной поверхности. Но при этом каждый карандаш с определенным надавливанием должен проходить всю поверхность, а не ее часть!
9. Более мелкие детали должны получать больше внимания!

Да, и не забудьте о том, что нормальный дом имеет фундамент и крышу!

Осталось лишь заняться тонировкой! Тут-то нам и пригодятся клочки бумаги! Но не просто клочки! Их нужно складывать в несколько раз и под разными углами. Чем больше раз сложили, тем тверже получился инструмент, чем меньше угол сложенного листочка, тем более тонкую работу он должен выполнять. Для этих целей можно использовать и другие подручные материалы, но это уже на ваше усмотрение. У каждого свое, и каждый использует это свое по своему!

Правила тонировки "размытия": 1. Тонировка должна проводиться тщательно и осторожно, чтобы не "заехать" за края плоскости.
2. Особенно аккуратно "размывайте" полученную ранее штриховку у краев плоскостей.
3. Каждый листочек использовать только для плоскостей с одинаковой освещенностью.
4. Наиболее легкие тона наносятся без штриховки, но листочками ранее задействованными на тонировке заштрихованных плоскостей (например блики на стеклах).
5. При неудовлетворительном результате можно наносить дополнительную выборочную штриховку.

Так, примерно это должно выглядеть (рис. 22):

Кстати, обратите внимание на то, что внутренняя часть застекленного балкона, так же должна быть несколько притемнена!

И помните, правильная штриховка занимает гораздо больше времени чем подготовка всего рисунка, а тонировка больше времени чем необходимо для подготовки рисунка и тонировки!

А я пойду спать! А то жена не может заснуть под быстрый, мерный стук десятью пальцами по клавиатуре, да и у меня глаза устали. Хотя … хотя нет, надо еще написать письмо Леди Ди на мыло и сходить на форум! Но я тихо!!! А вам … вам по возможности побольше бессонных ночей пронизанных творчеством. Так, чтобы наутро вы были уставшими, но довольными!

(Алекс)


К оглавлению уроков рисования