Урок 11 – „Расположение в пространстве сложных объектов“
„Наброски - шаг второй“


Инструменты:

Нет ничего проще! Как говорится – "… за роялем то же что было и раньше!"

А в общем, давайте договоримся, мы с вами уже "не в первый раз замужем", а потому в дальнейшем будем писать об инструментах лишь в тех случаях, когда понадобится что-либо новое.

Собственно название сегодняшнего урока говорит само за себя. Нам осталось лишь выбрать подходящий объект. Но, как говорится – "… чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное!" Т.е. на придется сначала этот сложный объект создать в формате двух измерений, а потом … просто добавить ему еще одно! … Хотя на практике так просто все это не выглядит.

Итак, объект – глобус напольный. Почти идеальный объект для тренировок потому как включает в себя прямые, кривые линии и круг, а вернее шар (рис. 1).

Т.е. все очень просто. Окружность, еще одна и парочка прямоугольников. И все это должно изображать наш глобус. Без особых подробностей, кончено, ну да нам они пока никчему. Ну да разве что немножко привнести плавности и реалитета (рис. 2)

Вот и вышла у нас изящная штучка! Обозначим тут же два очень важных для нас размера "ложа земного": высота (h)– подставки , и общая высота (H).

Далее как обычно – ординаты, оси и вспомогательные линии (рис. 03)

Точки "H1", "H2", "h1" и "h2"– лишь дубли соответствующих точек "H" и "h", а точка "0" – точка пересечения вертикальной оси "глобуса" с его нижней плоскостью. Кстати, для избегания ошибок обратите внимание на вид "глобуса" сверху (рис. 04)

Итак, дальше вроде бы все очень просто!? Перенос "вида сверху" на плоскость "h" и обозначить контуры шара. Но не тут-то было! Почему? А давайте посмотрим! Сначала как это должно выглядеть (рис. 05)

Посмотрите внимательно, не торопясь.

А сейчас сделаем некоторое отступление. Если вертикальную ось шара несколько наклонить в нашу сторону, то его плоскость "h" будет выглядеть как правильный овал (рис. 06)

Но к сожалению это так называемый частный случай! Обычно же отклонение наблюдается по всем возможным векторам. Т.е. в данном случае вертикальная ось наклонена на нас и в бок! Да еще и "глобус" "развернуло" вокруг своей оси! (рис. 07)

Красная линия обозначает плоскость которой представляется нам шар в плоскостном режиме как на рис.1 Т.е. центр смещен, а потому и верхние плоскости подставки будут смещены, (рис. 05). Т.е. конечно, шар на плоскостном рисунке всегда будет для нас лишь кругом! Например как на рисунке 08 граница обозначенная синим цветом, но другие присутствующие детали изменят свою конфигурацию и местоположение (рис. 08)

Остался сущий пустяк – дорисовать подставку! Ну не пугайтесь! Да, многое уже я так не "разжевываю" как на первых уроках, но и вы уже более опытны и запасшись терпением и логикой осилите сей труд! Итак, у вас должно получится что-то вроде этого (рис. 09)

Позволю себе лишь некоторые подсказки:

  1. Один и тот же размер на плоскостях "Z" и "X" будут иметь разные визуальные размеры. Например как сечение бруса на рис. 10.
  2. Не забывайте, что противоположные части подставки не касаются друг друга и все вместе как бы образуют внутри себя пустоту квадратного сечения (рис. 10)

Только умоляю – не спешите!!! Вы думаете вы должны закончить это за 15 минут?! Ну или в крайнем случае сегодня? А вот и нет! Нет, ну конечно, один, два или три раза … НО! Вам ведь не время и скорость важны?!

Пусть это получится завтра, послезавтра, на следующей неделе, наконец, но это должно получится на 100 %! Т.е. так, чтобы это вам понравилось! И напомню еще одну истину – то что понравилось вам сегодня ночью, не обязательно понравится вам завтра утром!

Дайте себе дня три на осознание этой части урока. Вы должны не только остаться довольными результатом, но и еще проникнуться деталями. Чтобы радующий вас результат получался не случайно, а закономерно! Чтобы любая попытка изобразить данный предмет заканчивалась удачей!!!

Дело в том, что несмотря на всю "простоту" деталей, в этом рисунке присутствуют подвохи, ну или "подводные камни", если хотите. Это и плавность, а так же плавное изменение изгибов линий, взаиморасположение и взаимопараллельное или точнее взаимопротивопложное искажение линий. В общем предмет должен быть изображен ПРАВДОПОДОБНО!

Ну что ж. Будем считать, что прошло дня три, и мы продолжим урок.

Догадались вы или нет, а нам предстоит сделать еще один, второй шаг к освоению набросков. Хорошенько всмотритесь в свои работы, изучите их до мельчайших деталей, а затем закройте глаза и мысленно нарисуйте наш "глобус" уже без использования вспомогательных линий. Но тщательно, не перескакивая! Т.е. каждую линию вы должны провести от начала до конца, не пропуская ни одной точки!!! Медленно и упорно!

Хотите знать секрет? Если у вас это получилось с первого раза, значит возможны лишь три варианта:

  1. Вы гений и мои уроки вам никчему! Потому как я по сравнению с вами мальчик неумелый!
  2. Вы очень серьезно отнеслись к уроку 4 и к упражнениям урока 6.
  3. Видимо я плохо объяснил что от вас требуется … ну или вы лукавите …

Итак, если у вас проблемы с этой частью, то уроки 4 и 6 на повторение. А потом за дело! После того как вы справились с мысленной частью, приступайте к практической, т.е. вам необходимо сделать набросок "глобуса". Но сначала напомню – набросок не обязательно должен быть красив – он должен отражать суть предмета и правильно отражать пропорции и свет. Каждая линия наброска сама по себе может быть неправильной и кривой, но в совокупности они должны воссоздавать нечто передающее смысл и красоту. Т.е. одна линия … не попали? – Тут же на то же место вторую! Третью, если надо! Пока результат не удовлетворит! Не надо брезговать и вспомогательными линиями, как например у меня на рис. 11

Т.е. вспомогательная линия помогла исправить ошибку в длине ножки (справа-внизу). И помните – набросок – лишь инструмент к познанию объекта, предварительная информация, черновик. И относиться к этому надо соответствующе. Не стирать линии, но и не "безобразничать" понапрасну!

И последнее!

Радуйтесь! Мы закончили главу "Скрупулезное черчение"! Продолжение будет немножко более интересным!

Удачи!

(Алекс)


К оглавлению уроков рисования