Что было за школьными дверями и стенами?


Многие из читающих эти страницы даже не представляют, как живут люди, лишенные зрения, в тех же условиях в которых живут и все остальные. Вы простите меня, что я так иногда делю, эти два мира, но если повнимательней присмотреться - это действительно так. В нашей стране очень долго не было самого понятия инвалидность, и это не для кого не секрет, но я не о политической составляющей, а только о восприятии окружающими людьми человека с тростью. Я учился в школе с 1987 до 1999 гг. и именно об этом периоде закулисной жизни слепого человека пойдет речь в этой первой главе или как хотите рассказе.

Помимо всего того хорошего, что было описано выше в моей автобиографии, в школьном воспитании были и такие вещи, которые мне просто необходимо было преодолеть иначе... но обо всем поподробнее, на этом сайте и как говорится по порядку.

Школа слепых представляет собой закрытое государственное образовательное учреждение, в которое могут войти только или сами ученики или их родители или родственники, и именно по этому о жизни там, за стенами, знают только очень узкий круг людей. Спецшкола, представляет собой обычное здание в несколько этажей 3 или более, в котором люди учатся, живут, едят, играют, влюбляются, даже иногда рожают детей (но это бывает достаточно редко т.к. жесткая дисциплина и постоянный контроль над тем кто и что делает). В это учреждение дети поступают с 7-ми лет и уходят, как правило, в 18-19-ти летнем возрасте, когда их сверстники уже учатся в институтах и т.п.

Несмотря на то, что нас учили воспитывать детей, нас не учили таким элементарным вещам: как сходить в магазин, как вообще гулять на улице? Как ездить на транспорте и многому другому, что для обыкновенного нормального человека не имеет никаких проблем. Для того, чтобы жить после школы одному необходимо как-то научиться таким элементарным вещам, т.к. если ты чего-то хочешь достигнуть, ты должен быть по крайней мере независим от зрячего человека максимально, иначе тобой смогут манипулировать и т.п. Я не зря пишу эти строки т.к. было довольно много прецедентов по этому поводу.

Так как же всего этого достигнуть и вообще возможно ли это? Я могу ответить что возможно, т.к. прошел через все это сам. Итак, я учился и очень много читал. Я знал про тот мир, который был за забором только по книгам и отрывочным походам туда, я также знал про него из сообщений по радио и телевидению, но я его не видел своими глазами и не чувствовал, а вот уже довольно скоро мне придется в нем жить, и не под покровительством окружающих меня сейчас преподавателей, а одному, и делать все придется тоже одному. Озаботившись такими вопросами, я стал думать как же можно посмотреть на то, что там находится за забором, хоть одним глазком и так чтоб пока без ущерба для собственного здоровья. Довольно долгое время я над этим раздумывал. И вот пришло то время, когда решение созрело и оставалось только дождаться удобного момента для его реализации. И вот этот момент настал.

Однажды нас вывели на школьный двор на прогулку. Был солнечный ясный день одного из весенних месяцев. На газонах уже вовсю росла травка, а на деревьях щебетали птички. Короче была погода как говорится на заказ. Никакого тебе дождя и снега. Можно начинать задуманное. На прогулку мы ходили с тростями (белая палочка которую вы видите у многих слепых людей, она служит для того чтоб смотреть дорогу. Так вот, после того как мы вышли погулять, я и решил осуществить задуманное. Мне удалось остаться без постоянного контроля воспитателей и я вышел за пределы школьного забора. Ох, и пришлось же мне тогда испытать ощущений! С одной стороны, я не знал куда мне идти, а с другой стороны была некоторая боязнь что меня заметят и не дадут выполнить задуманное мною предприятие. Я вышел на дорожку, которая была около школьного забора и, запомнив где находится школа, я пошел вперед. В тот день я прогулял примерно 1,5 часа, и был от этого очень счастлив. Таким образом я положил начало своим каждодневным прогулкам.

Я научился ориентироваться в окружающем меня пространстве. Буквально через неделю я уже знал что и где находится вокруг школы, т.е. все магазины, все тропинки и т.п. Да, все было хорошо не считая психологических проблем, которые я испытывал каждый раз когда выходил за пределы школьного забора, а проблемы состояли в том, что было очень трудно привыкнуть к тому ощущению, что на тебя все, кто проходит рядом смотрят в упор, такое ощущение что они впервые видят слепого человека с тростью. Это пожалуй самое трудное к чему приходится привыкать, когда выходишь во внешний мир. Там в школе это совершенно незаметно, т.к. все вокруг тебя такие же как и ты, а вот за пределами школьного забора, это неприкрытое отчуждение и иногда и другие чувства очень чувствуются.

Просто дело в том, что видящие люди, когда смотрят на слепого даже не подозревают, что он прекрасно чувствует что на него смотрят и более того он чувствует как на него смотрят. И, поверье мне, ощущение это очень острое. Так вот, походив некоторое время вокруг школы я понял, что могу пойти дальше и могу исследовать город в котором я тогда находился. Я почувствовал, что я просто больше не могу просто так сидеть в четырех стенах, и мне требуется что-то большее, а именно полноценно чувствовать себя в этом окружающем мире.

В следующем рассказе я расскажу как я учился ездить на общественном транспорте и что этому сопутствовало. свои замечания, предложения, пожелания вы можете отправлять мне по электронному адресу и я с радостью на них отвечу.

Cвои замечания, предложения, пожелания вы можете отправлять мне по электронному адресу и я с радостью на них отвечу.

Все что я здесь рассказываю, является абсолютной правдой. Все права на материалы, размещенные в этом разделе, принадлежат автору.

Любое воспроизведение, копирование, перепечатка этих материалов не может быть произведена без письменного согласия автора.

(© Андрей Мамонкин)


Мир глазами незрячего