4. Эскиз
Итак, всё начинается с эскиза.
Эскиз. Оттепель
Образ требует своего воплощения. Очень часто я делал почеркушки, которые потом становились изделиями. (рис. Эскиз чайника, сахарница) Но, не могу сказать, что это были шедевры. Конечно, каждый художник имеет свои привычки. В первые годы работы над фарфоровыми изделиями мне хотелось сократить все предварительные стадии и поскорее увидеть готовую вещь.
Оттепель.
Со временем, стал делать эскизы более тщательно, особенно с появлением компьютера. При подготовке к работе тратится время на сбор дополнительного материала и информации. Изучается история вопроса.
В эскизах легче избавиться от лишних вариантов, проработать композицию, поэкспериментировать с колоритом, нарисовать силуэты и поработать с соотношениями предметов, входящих в общую композицию.
В работе над формами, я обычно использую подготовительные лекала, которые вырезаю из ватмана по осевой линии. Вырезаю необходимые детали и компоную всё на большом листе, для того, что бы посмотреть соотношения силуэтов в целом. После подготовительной работы, для ускорения процесса, можно использовать компьютер: поработать с уменьшением и увеличением, рассчитать усадку, поработать над вариантами росписи.
Работа с фарфором дисциплинирует: казалось бы, зрелому мастеру достаточно просто зафиксировать свою мысль на клочке бумаги и вперёд: к станку; но, наблюдая за работой своих коллег, я вижу, что тщательно прорисованные проекты встречаются чаще именно у мастеров.
Каждый этап работы с материалом имеет свою культуру подачи. Когда с художника перестают требовать отчёт о промежуточных стадиях работы, как у студента, то лишь личный опыт диктует необходимость доведения каждого этапа работы до своего возможного предела, для того, что бы работа в целом состоялась.
Эскиз чайника.
Эскиз сахарницы.
Обычно, мало кого интересует, как ты добился результата, но поверьте, что любой профессионал заметит, где именно ты оплошал, если работа не удалась. А всё это говорит о том, что для того, что бы сделать хорошую работу, нужно просто делать её хорошо на всех стадиях, не надеясь на чудесное преображение гадкого утёнка в прекрасного белого лебедя в последнее мгновение.
Михаил Обрубов, 8 августа 2012 г.