12. Фарфор должен быть приготовлен из правильной «муки»


Сейчас у многих людей появилась возможность заниматься декоративно-прикладным искусством: есть огромное разнообразие материалов для этого, красок, специальных инструментов, обучающих программ и курсов.

Некоторые люди добиваются успехов в том, что поначалу было просто хобби, и, вследствие этого, в продаже появляется много товаров, в названии которых фигурирует слово "фарфор", "холодный фарфор", "ручная роспись по фарфору". Но "не всё то золото, что блестит". Настоящим фарфором могут заниматься немногие люди, это производство очень дорогое, энергозатратное, трудоемкое: самая простая муфельная печь стоит около 100 тысяч рублей (я молчу о профессиональной), краски стоят – от 5 000 до 350 000 рублей за килограмм (не говоря уже о том, что специалисты должны быть очень высокой квалификации). Поэтому, некоторые народные умельцы используют для росписи фарфоровых изделий акриловые краски и лак:

роспись
роспись акрилом

Пользоваться такими изделиями, конечно, нельзя (краска трескается и облезает, мыть можно только холодной водой, да и неизвестно, сколько такой рисунок будет оставаться неизменным, даже если соблюдать все правила), но художественной ценности это не отнимает. Просто, в описании изделия, нужно указывать материал, используемый для росписи: «холодная роспись акрилом». Акриловые краски не нужно обжигать, они сравнительно дешевы, но к классической росписи по фарфору они не имеют никакого отношения.

Хочу добавить, что в современной истории фарфора был художественный проект с использованием техники холодной росписи по фарфору, в который были вовлечены известные авангардные художники. Конечно, трудно организовать все условия для такого художественного проекта с использованием всех уникальных возможностей фарфора, поэтому проект не получил продолжения. Нам кажется, что это правильно. Каждый материал требует уважения и профессионального подхода, только тогда он зазвучит не так, как пьяный оркестр.

Такие же мысли вызывает «холодный фарфор».

Холодный фарфор – это смесь на основе крахмала и клея, изделия из которой потом тоже покрывают акриловым лаком, и, хотя они могут быть по-своему привлекательны, не думаю, что они имеют отношение к фарфору:

холодный фарфор

Иногда цветы, слепленные из пластики (полимерной глины) называют "фарфором", это тоже неправильно, и может ввести в заблуждение. Все полимерные глины содержат основу из ПВХ и один или несколько видов жидких пластификаторов:

цветы

Чаще всего авторы не скрывают то, из чего созданы их произведения, и какие краски они используют, но мне хотелось бы чтобы покупатели лучше понимали, какой именно «фарфор» они приобретают, и почему есть разница в ценах. Многим людям очень нравятся цветы из крахмальной массы, они бывают невероятно красивы, но назвать их фарфоровыми нельзя. Фарфор вечен! Ну, еще бриллианты, пожалуй)))

В наше нелёгкое время, любой художественный труд имеет право на жизнь. Но на личном опыте могу сказать, что путаница в названиях приводит к многочисленным курьёзам и неприятностям. Многие покупатели, обманувшись в «фарфоре», начинают видеть во всех фарфористах – мошенников. После применения холодного фарфора в быту, люди с недоверием смотрят на традиционную художественную роспись по фарфору и норовят незаметно ноготком поковырять, что бы убедиться, что тарелка не облетит.

Вообще, современный покупатель воспринимает фарфор с видом, достойным пера современного юмориста, но не будем отнимать чужой хлеб. Среди нашего брата есть свои сказочники, которые набивают себе цену: нам попадалась информация, где художник заявлял, что для производства своего изделия использовал 40 (!) обжигов. Конечно, это – рекламный ход, обычно фарфор обжигают от 2 до 6 раз. Увеличение количества обжигов опасно для фарфора: каждый лишний обжиг может стать последним для изделия.

После всего сказанного, хочется добавить: «Люди, будьте бдительны! Убедитесь, что покупаемый вами фарфор, сделан из правильной «муки».

Обрубов М, Обрубова М.М 20 февраля 2014 г.


К оглавлению уроков фарфора