Глухонемота
ГЛУХОНЕМОТА — врожденная или наступившая в раннем детстве глухота и связанное с ней отсутствие речи.
Ребенок с врожденной глухотой не может самостоятельно овладеть речью, т. к. у него нет речевого контакта с окружающими людьми. Если слух был потерян в раннем детстве, то запас слов, который успел приобрести ребенок, также постепенно утрачивается, и возникает глухонемота. В связи с этим очевидна важность ранней диагностики тугоухости или глухоты у ребенка, чтобы начать лечение, которое в ряде случаев дает положительный результат. Существенная роль в этом отношении принадлежит матери и близким, постоянно наблюдающим за ребенком. Если родители подозревают у ребенка глухоту, необходимо показать его врачу-оторинолариигологу.
Современные методы исследования позволяют установить степень потери слуха даже у грудных детей. Иногда ухудшение слуха у ребенка связано с аденоидами; в этих случаях оно легко устраняется после оперативного их удаления. Если глухота является следствием недоразвития внутреннего уха или таких заболеваний, как менингит, тяжелая травма и т. д., нужно все внимание переключить на развитие речи у ребенка. Чем раньше начато обучение, тем лучше результаты.
Существуют специальные сурдопедагогические (сурдос — глухота) учреждения, где глухонемых обучают письменной и устной речи. Еще в 16 в. для обучения глухонемых была предложена ручная, или пальцевая, азбука (рис.). Овладеть письменной речью и ручной азбукой глухонемому сравнительно нетрудно, гораздо труднее дается устная речь, т. к. воспринимать звуки он может главным образом зрительно (с губ говорящего). Значительно облегчает усвоение устной речи наличие остатков слуха, так наз. островков слуха. Они позволяют глухонемому слышать голос, ударение, различать некоторые гласные звуки и даже отдельные согласные. В этих случаях большую помощь могут оказать слуховые аппараты, избирательно усиливающие звуки отдельных частот.
В нашей стране создана целая система обучения и воспитания глухонемых детей. Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Дети получают в них физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание. С 7 лет они поступают в специальные школы для глухонемых, где продолжается обучение речи и уделяется особое внимание произношению и беглому чтению с губ. Занятия проводятся индивидуально, классы оборудованы современной акустической аппаратурой. Наряду с обучением речи глухонемые получают профессиональную подготовку в учебно-производственных мастерских (токарных, слесарных, швейных, столярных и др.). По окончании школы они могут продолжить свое образование вплоть до высшего.
Глухонемые в нашей стране — полноправные граждане, они активно участвуют в политической, экономической и общественной жизни. В каждой республике у них есть свои общества, самое крупное из них — в РСФСР (Всероссийское общество глухонемых, ВОГ). В распоряжении ВОГ многочисленные дома культуры, клубы и библиотеки, театральные студии и спортивные учреждения. ВОГ входит в состав Всемирной федерации глухих.
Азбука для глухонемых
Русская ручная (пальцевая, или дактильная) азбука для
глухонемых:
каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их
движения
(указано стрелками) соответствуют определенной букве алфавита.