...

Инсульт

ИНСУЛЬТ (апоплексия) — острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга и расстройством его функций.

Основные причины инсульта — гипертоническая болезнь и атеросклероз сосудов головного мозга. Инсульт может возникать также при других заболеваниях сосудов, ревматизме, болезнях крови и др. Различают геморрагический инсульт, при котором происходит кровоизлияние в мозг, и ишемический инсульт, возникающий вследствие затруднения или прекрашения поступления крови к тому или иному отделу мозга и сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани — инфарктом мозга. Хотя у большинства больных инсульт возникает внезапно, нередко ему предшествуют так называемые предвестники. Например, при гипертонической болезни и атеросклерозе усиливаются шум и тяжесть в голове, головная боль и головокружение.

Геморрагический инсульт чаще происходит днем. У больного наступает парез (паралич) рук и ног, обычно с одной стороны (например, правые рука и нога при кровоизлиянии в левое полушарие головного мозга), нарушается речь. Многие больные теряют сознание, не реагируют на окружающее; в первые часы бывают нарушения дыхания, судороги и рвота.

Ишемический инсульт может произойти в любое время суток, иногда он развивается постепенно. Например, сначала «немеет» рука, затем половина щеки, а в дальнейшем нарушается речь. В целом же проявления инсульта обусловлены локализацией кровоизлияния или инфаркта мозга, что приводит к нарушению соответствующих функций мозга.

Лечение инсульта желательно проводить в неврологическом стационаре. В домашних условиях нередко трудно провести необходимые исследования, обеспечить уход за больным, а также предупредить осложнения. Как правило, транспортировать в больницу можно практически любого больного (на санитарной машине), за исключением случаев, когда инсульт осложняется, например, расстройствами сердечной деятельности н дыхания. В первые часы важно установить правильный диагноз, характер заболевания, поскольку лечение больных с ишемическим и геморрагическим инсультом различны. Большое значение имеют спинномозговая пункция с исследованием цереброспинальной (спинномозговой) жидкости, осмотр глазного дна, эхоэнцсфалография и др. В некоторых случаях больные нуждаются в специальном обследовании и лечении в условиях нейрохирургического отделения.

После перенесенного инсульта у больных могут сохраняться более или менее длительное время различные нарушения двигательных функций (параличи, парезы), расстройства речи, чувствительности, мочеиспускания.

Восстановление нарушенных функций (движений, речи и др.) после инсульта нередко происходит медленно и ко времени выписки из больницы может быть далеко не полным. Поэтому по возвращении домой больной нуждается в особом уходе. Прежде всего необходимо строго соблюдать некоторые гигиенические условия. Матрац на постели больного должен быть ровным и нежестким, простыня — без складок. Это способствует предупреждению пролежней и других осложнении. Если больной пользуется «уткой» или судном, то под них кладут клеенку, покрытую пеленкой, которую после туалета легко сменить. Больного ежедневно подмывают и делают общие обтирания камфорным спиртом или туалетной водой. При кормлении лежачему больному приподнимают голову или придают ему полусидячее положение. Пища должна быть легкоусвояемой, а жидкости следует давать из поильника или через полиэтиленовую трубочку.

Если после выписки из стационара больному сохранен постельный режим, нужно следить за его правильным положением в постели. Когда он лежит на спине, к кровати со стороны парализованной руки ставят табуретку и на нее кладут большую подушку, ее угол должен находиться под плечевым суставом. Руку разгибают в локтевом суставе, на кисть с ладонной поверхности с разведенными и выпрямленными пальцами накладывают лонгетку, вырезанную из фанеры и доходящую до середины предплечья. Ее обертывают ватой и бинтом, а затем другим бинтом присоединяют к кисти и предплечью. Разогнутую руку поворачивают ладонью вверх, отводят в сторону под углом в 90° и укладывают на подушку таким образом, чтобы плечевой сустав и вся рука были на одном уровне, в горизонтальной плоскости. Это предупреждает развитие тугоподвижности и боли в плечевом суставе. Между рукой и грудной клеткой помещают валик из марли и ваты. Чтобы сохранить руке приданное положение, на нее кладут мешочек с песком весом в полкилограмма.

Парализованную ногу сгибают в коленном суставе на 15—20°, под колено подкладывают валик из ваты и марли. Стопу сгибают под углом в 90° и удерживают в таком положении при помощи специального устройства (ящик, обтянутый стеганым ватником, какой-либо футляр и т. п.), в который больной упирается подошвой.

Таким образом, в положении больного на спине парализованные рука и нога находятся преимущественно в полуразогнутом положении. Когда же больной лежит на здоровом боку, парализованным конечностям придают другое положение. Руку сгибают в плечевом и локтевом суставах в подкладывают под нее подушку, ногу также сгибают в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и тоже кладут на подушку.

Поворачивать больного со спины на бок и наоборот и укладывать в рекомендованных положениях следует через каждые l,5—2 часа. Во время еды, лечебной гимнастики и массажа, а также послеобеденного отдыха и ночного сна руке и ноге специального положения придавать не надо.

Независимо от степени остаточного нарушения движений по рекомендации лечащего врача назначают лечебную гимнастику. Лежачего больного учат правильно садиться. Тех, кто может самостоятельно сидеть в постели, надо учить пересаживаться на стоящий рядом с постелью стул или кресло-каталку. Больного, который может вставать, обучают правильной ходьбе — сначала с помощью особой палки («козелок» с четырьмя ножками), потом с обыкновенной палкой и, наконец, без палки.

Все мероприятия по активизации больного в домашних условиях (обучение сидеть, ходить) проводят под контролем медработника. Программу занятий по лечебной гимнастике составляют невропатолог и методист по лечебной физкультуре. При расстройствах речи проводят логопедические занятия по специальной программе. Как правило, занятия по восстановлению речи и лечебную гимнастику начинают в стационаре, а затем продолжают в домашних условиях и, наконец, амбулаторно. При легких остаточных явлениях инсульта рекомендуют санаторное лечение, предпочтительно в привычных климатических условиях.


Медицинская энциклопедия