Леворукость

ЛЕВОРУКОСТЬ — В процессе развития головного мозга человека происходит разделение функций между левым и правым полушарием. На долю левого полушария выпадают такие важные функции, как речь, чтение, письмо, счет, сложные формы аналитической деятельности (логическая, математическая), на долю правого — конкретно-образная деятельность (распознавание предметов внешнего мира по зрительному образу, звукам, сложным геометрическим формам и цветовой характеристике). Левое полушарие называют преобладающим, или доминантным. В осуществлении движения конечностей участвуют оба полушария: в «ведении» левого полушария находятся правые рука и нога, в «ведении» правого — левые рука и нога.

У большинства людей вследствие доминирования левого полушария преобладающей рукой является правая. Поэтому работать и есть с помощью правой руки привычно считается единственно нормальным. Однако у некоторых людей в процессе развития головного мозга логико-аналитические функции сосредоточиваются в правом полушарии, а конкретно-образные — в левом. В этом случае доминирующим становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей — левая рука.

Оба варианта развития нормальны. Однако поскольку в быту и на производстве все приборы и большинство орудий труда рассчитаны на праворуких, переучивание леворуких детей в ряде случаев может быть целесообразным, но должно проводиться без окриков и грубостей, чтобы не вызвать у ребенка нервозности, не травмировать его психику. Большинство леворуких в результате переучивания пользуются в процессе деятельности правой рукой. Лишь в тех случаях, когда необходимо сделать значительное усилие, они предпочитают использовать левую руку (скрытая леворукость). Например, при выполнении работы, требующей многочасового напряжения рук, левррукие хирург, часовщик, художник и т. д. используют в основном левую руку, хотя пишут и едят с помощью правой руки.

Леворукость может быть вынужденной, напр, из-за болезни суставов, мышц, нервов правой руки. В этом случае также происходит переучивание, но только наоборот; у взрослых оно проходит не так легко, как у детей, и, как правило, они не достигают совершенства во владении левой рукой.


Медицинская энциклопедия