Олигофрения
ОЛИГОФРЕНИЯ (малоумие) - различные формы врожденного или появившегося в первые 3 года жизни недоразвития психики.
К олигофрении не относятся недоразвитие психики, возникающее в результате заболеваний головного мозга, слабоумие, развивающееся при прогрессирующих психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), задержка психического развития, обусловленная различными физическими дефектами, нарушениями речи, слуха, а также временные задержки развития после истощающих заболеваний или вследствие неблагоприятных условий окружающей среды, воспитания и обучения (так наз. педагогическая запущенность).
Причины заболевания различны. Олигофрения может быть генетически обусловлена (см. Наследственные болезни), возникать в результате нарушения обмена некоторых веществ в организме, например, аминокислот (фенилкетонурия), углеводов (галактоземия) и др. Иногда она бывает вызвана воздействием различных вредностей на зародыш и плод (например, вирусные инфекции, токсо-плазмоз, сифилис у матери и др.) или на ребенка в первые 3 года жизни (родовая травма у новорожденных, черепно-мозговая травма).
Основной признак олигофрении — недоразвитие познавательной деятельности, в первую очередь способности к отвлеченному мышлению и обобщению. При олигофрении наблюдается недоразвитие и других психических функций — памяти, внимания, речи, эмоциональноволевой сферы и др.; иными словами, страдает формирование личности в целом.
У большинства больных отмечаются также признаки недоразвития органов чувств, движений, часто наблюдаются пороки развития отдельных органов и систем (отставание в росте, диспропорция телосложения, неправильное строение черепа, задержка или, наоборот, преждевременное половое развитие).
В зависимости от степени умственной отсталости различают следующие степени олигофрении: идиотию, имбецильность, дебильность.
Идиотия — наиболее глубокая степень олигофрении (глубокая умственная отсталость). При выраженной идиотии мышление и речь почти не развиты: больные произносят лишь нечленораздельные звуки, как правило, не понимают смысла обращенной к ним речи. Эмоциональные проявления у них элементарны и ограничены проявлением удовольствия или недовольства. Любая осмысленная деятельность, в т. ч. самообслуживание, им недоступна, больные обычно неопрятны, нуждаются в уходе и надзоре.
Имбецильность — средняя степень слабоумия, при которой речь и мышление развиты больше, чем при идиотии: больные в состоянии составить и произнести несложные фразы, им доступны элементы порядкового счета. Такие больные не могут обучаться по программам вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем в результате систематического обучения они способны увеличивать запас конкретных понятий, усваивать навыки самообслуживания, их удается обучить элементарным трудовым процессам, но они всегда нуждаются в посторонней помощи и руководстве.
Дебильность — легкая степень слабоумия. В отличие от имбецильности, относительно высок уровень развития речи, но словарный запас беден, речь изобилует трафаретными выражениями, чему нередко способствуют хорошая механическая память и способность к подражательности. При слабости абстрактного мышления отмечается способность к обобщению и использованию конкретного опыта. Больные с дебильностью способны к обучению по специальной программе во вспомогательных школах, им доступны овладение несложными трудовыми процессами и в известных пределах социально-трудовое приспособление.
Все больные олигофренией должны находиться под наблюдением врача. При некоторых формах олигофрении, причина которых точно установлена, можно проводить специфическое, т. е. направленное на устранение этой причины, лечение. Его эффективность зависит от своевременного начала. Так, при фенилкетонурии назначают диету, лишенную аминокислоты — фенилаланина, при галактоземии — диету с исключением соответствующих углеводов и т. д. При олигофрении, обусловленной токсоплазмозом, также проводят специальный курс лечения.
Во всех случаях олигофрении лечение направлено на стимуляцию психического развития. Ведущую роль в социальной адаптации больных играют коррекционные и лечебно-педагогические мероприятия: специальное обучение, соответствующее форме заболевания, профессиональная ориентация и социально-трудовое приспособление больных.
Профилактика олигофрении включает в себя комплекс медико-генетических и социальных мер по охране беременных женщин, кормящих матерей и детей в младенческом возрасте от травм, инфекционных и токсических заболеваний. Возможности предупреждения олигофрении расширяются в связи с внедрением медико-генетического консультирования родителей.