Николай Цискаридзе призывает ввести ограничение цен на театральные билеты
В последние дни в театральных кругах активно обсуждается заявление известного российского артиста и прима-балетмейстера Николая Цискаридзе, который выступил с инициативой ввести ограничения на цены на театральные билеты. Эта тема стала особенно актуальной на фоне растущих цен на культурные мероприятия, что, по мнению многих, делает искусство недоступным для широкой аудитории.
Цискаридзе провёл интересную аналогию с советским периодом, отмечая, что, несмотря на низкие зарплаты, каждый человек мог позволить себе посещать театры. По его словам, в то время минимальная зарплата составляла около 60 рублей, в то время как самый дорогой билет в знаменитый Большой театр стоил всего 3 рубля 20 копеек. «Культура должна быть доступна для всех, а не только для избранных», — заявил он в своих комментариях.
Мои походы в Большой театр
Когда я проходила практику на заводе, у нас распространяли билеты, и не только в Большой, но и в другие театры. Единственно, билеты в хорошие театры давались с "нагрузкой", то есть хочешь попасть на хороший спектакль - купи и в тот, в который мало кто ходит. Да, и стоили билеты в Большой - 3 рубля. Хотя и эти деньги были для меня, молодой практикантки немалые, все же они были доступными.
Так что мне досталось 2 билета в Большой театр на "Лебединое озеро", в награзку к ним - билеты в театр Мимики и Жеста.
Театр Мимики и Жеста — это уникальное театральное учреждение, которое использует язык жестов и мимику как основные средства выражения. Он был основан в России в 1987 году и стал первым театром, который целиком сосредоточился на создании спектаклей для людей с нарушениями слуха. Это специализированный театр, где артисты исполняют свои роли без слов, используя язык жестов, танец и выразительную мимику.
Скажу честно, я не все понимала, что происходит на сцене. Перевод был, но все было слишком громким, видимо, чтобы слышали и люди, у которых слух был понижен. Но я лично, чуть не оглохла от таких звуков.
Ну, а про Лебединое озеро знает каждый. Балет был написан всемирно известным композитором Петром Чайковским в 1875-1876 годах. "Лебединое озеро" рассказывает романтичную и трагическую историю любви принца Зигфрида и заколдованной принцессы Одетты, которая превращена в лебедя злым колдуном Ротбартом. Спектакль затрагивает темы любви, предательства и поисков свободы.
Также помню, к нам в гости приехала тетя Зина из деревни Прохоровки, что под Белгородом. Она взяла и нас с сестрой. Помню постановку - "Буря в стакане воды", это было лет 50 назад. Или я ошибаюсь? Сейчас поискала в Википедии - этот балет был в 1952 году, я тогда еще даже не родилась! Хм... Название помню, тетю Зину помню... а с театром ошиблась? Впрочем, я была тогда еще ребенком, могла и попутать.
Ну, просто что я хочу сказать. В любой театр можно было попасть даже людям из глубокой провинции.
Ну, а что теперь, когда стоимость билетов на популярные спектакли может достигать нескольких тысяч рублей, доступность театрального искусства становится настоящей проблемой. Согласно последним опросам, многие зрители вынуждены отказываться от посещения культурных мероприятий из-за высоких цен.
Цискаридзе подчеркнул, что искусство не должно превращаться в товар, который доступен лишь немногим. «Театр — это не только досуг для элиты, но и про воспитание вкуса, души, образование», — добавил он. В ответ на его замечания, эксперты культуры начали обсуждать возможность введения «билета по разумной цене», который бы обеспечивал доступ к театру более широкому кругу зрителей.
Некоторые театры, конечно же, предпринимают шаги в этом направлении, предлагая специальные скидки и программы для студентов, пенсионеров и многодетных семей. Однако, как отмечают критики, этого недостаточно для решения проблемы в целом.
Надеюсь, что на фоне таких заявлений можно предположить, что вопрос о ценах на театральные билеты будет активно обсуждаться в ближайшем будущем. Введение ограничений на их стоимость могло бы не только привлечь зрителей, но и вернуть театру его изначальную функцию — быть доступным искусством для каждого.
Запрос на доступность культурных мероприятий, безусловно, актуален как никогда. Возможно, именно сейчас, когда вопросы социализации и культурной идентичности становятся особенно важными, стоит задуматься о том, как театр может стать по-настоящему доступным, сохраняя при этом свои высокие художественные ценности. Время покажет, изменится ли ситуация в лучшую сторону, и смогут ли художественные деятели повлиять на политику ценообразования в театре.
А вы верите в то, что билеты в Большой станут доступными? По мне, так верится с трудом. Да, с другой стороны, может быть, сейчас больше интересуют цены на яйца и сливочное масло, чем какие-то там лебеди?
23 ноября 2024 г