Преображение Господне
Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)
Преображение Господне ― описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).
Празднуется Православной церковью 6 (19) августа по юлианскому[K 1] или же 19 августа по григорианскому календарю (в поместных церквах, перешедших на новоюлианский календарь[K 2]). В Католической церкви празднуется 6 августа. В Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа. В Православной церкви входит в число двунадесятых праздников.
Событие Преображения
Преображение (Рафаэль, 1519—1520, Пинакотека, Ватикан)
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.
Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, восхищенный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте
(Мф. 17:5) »
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).
Богословское толкование
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы[K 3]. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
Преображение (Джованни Беллини, 1480—1485)
Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.
— Ефрем Сирин
Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Событие Преображения Господня были в центре богослово-философского спора по вопросу об «умной» молитве и Фаворском свете между сторонниками возродившего исихастскую практику Григория Синаита: Григорием Паламой, монахом Давидом, Феофаном Никейским, Николаем Кавасилой и патриархами Калистом и Филофеем — с одной стороны, и Варлаамом Калабрийским, Никифором Григорой, Акиндином — с другой.
Гора Преображения
Гора Фавор, вид со стороны Назарета
В Предании церкви
Гора, на которой произошло Преображение (Мк. 9:2, Мф. 17:1, Лк. 9:28), не называется евангелистами по имени, но церковное Предание единогласно указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета.
В том, что Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор, были убеждены Ориген (III век, «Комментарий на 88-й псалом»), святитель Кирилл Иерусалимский (IV век, «Огласительные поучения»). Cвятитель Кирилл пишет в «Огласительных поучениях» о свидетелях Преображения Илие и Моисее:
Мы представим и двух свидетелей, которые на горе Синайской стояли пред Господом. Моисей находился в расселине камня и Илия некогда был также в расселине камня. Они быв на горе Фаворе вместе с преображавшимся Господом глаголаста при учениках исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9, 31).
— Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Огласительное поучение двенадцатое.
Святая равноапостольная царица Елена, мать римского императора Константина I Великого, совершила паломничество на Фавор в 326 г. По её указанию на горе Фавор был построен храм во имя Христа и свидетелей Преображения – апостолов Петра, Иакова и Иоанна. После разрушения первого храма, греческие епископы долгое время ежегодно совершали Литургию на его развалинах.
В 385 году паломничество на Фавор совершил блаженный Иероним, позже он писал о Фаворе, как месте Преображения, в письмах к Марцелле и к Евстохии.
Базилика Преображения Господня на горе Фавор
Об общем православном согласии в вопросе о месте, на котором произошло Преображение, свидетельствуют слова вошедшего в богослужебный обиход канона празднику Преображения выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. Считается, что каноны были составлены по поручению священноначалия Иерусалимской Церкви, специально для храма Преображения Господня, воздвигнутого на Фаворе во времена императора Юстиниана.
Показав изменение человечества при втором и страшном Твоем пришествии со славою, Ты преобразился на горе Фаворской, и Моисей и Илия беседовали с Тобою. И Ты призвал троих учеников, и (они) поразились, увидев славу Твоего блистания, Владыко. Ты, осиявший их Своим светом, просвети души наши. [K 4]
— Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Седален. Глас 4.
Святые отцы согласно именуют явленный Господом во время Его Преображения Божественный Свет — Фаворским Светом.
На горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический. Православный греческий женский монастырь Преображения Господня основан архимандритом Иринархом в 1844 году. Расположенная на территории монастыря церковь Преображения была освящена патриархом Иерусалимским Кириллом в день Преображения Господня в 1862 году. Францисканский мужской католический монастырь появился в начале XX века, монастырь известен базиликой Преображения Господня, построенной по проекту Антонио Барлуцци.
В современном богословии
Израильская вершина горы Ермон (вид с горы Бенталь)
Некоторые (согласно западным энциклопедиям – большинство) из современных исследователей называют горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон.
Гора Преображения: Ермон или Фавор?
В современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:
- Во-первых, гора Фавор — не слишком высокая (588 метров над уровнем моря). Сторонники того, что горой Преображения не была гора Фавор считают, что во времена Иисуса её окрестности были густо населены, а на её вершине располагалась крепость. Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.
- Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк. 8:22, Мк. 8:27, Мк. 9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Наконец, в Евангелии от Марка (Мк. 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.
- В-третьих, ещё один косвенный аргумент: в Мк. 9:3 упоминается, что в момент Преображения одежды Христа сделались «блистающими, весьма белыми, как снег». Упоминание снега в качестве сравнения может быть случайностью. Однако в случае с горой Ермон (вершина которой в зимнее время, два-три месяца в году покрыта снегом) снег мог быть перед глазами учеников Иисуса в том случае, если Преображение было зимой, а в случае с Фавором — нет.
Это мнение разделял епископ Кассиан (Безобразов): «Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием».
Противоречия Ермонской версии
В католической энциклопедии 1913 года сообщалось, что Иосиф Флавий, руководивший строительством укреплений на Фаворе, не упоминает о населенном пункте на горе Фавор, а сообщает лишь, что гора называлась Итаврион. Согласно синоптическим Евангелиям Иисус Христос преобразился спустя 6-8 дней после посещения Кесарии Филипповой, что предполагало длинное путешествие, в то время как гора Ермон находится не слишком далеко от этого города.
В Международной стандартной библейской энциклопедии 1915 года сообщалось, что гора Ермон во времена Иисуса Христа находилась за пределами Палестины, на языческой территории. В этих обстоятельствах непонятно, почему Иисус Христос должен был совершать трудное восхождение на эту гору. Согласно Евангелиям, когда на следующий день Иисус спустился с горы, Его встретила толпа, которая была явно еврейской, на что указывало присутствие в ней книжников (Мк. 9:14, Лк. 9:37), в то время как непонятно, откуда появилась еврейская толпа в языческом регионе.
Праздник Преображения
История установления
По преданию, праздник Преображения Господня был установлен в Армении в IV веке святителем Григорием Просветителем и первоначально отмечался лишь на христианском Востоке. Согласно богослову Михаилу Скабаллановичу праздник получил начало во время правления императора Маврикия (582—602 годы) (самые ранние подлинные беседы на этот праздник – святителя Андрея Критского). Распространению и возвышению праздника способствовала светская власть.
Каноны на Преображение, написанные преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским показывают, что в VIII веке в Палестине этот праздник уже существовал.
Священноинок Симеон в комментарии на Канон Преображения указывает, что сохранился кондак (V-VII веков) на праздник Преображения Господня, созданный неизвестным автором. Заглавный стих и первый икос этого кондака включены в канон Преображения (это 7-ые кондак и икос канона). Автор комментария пишет, что имеются сведения, что праздник Преображения, совершаемый 6 августа, был первоначально праздником храма на горе Фавор, куда сходились клир, местные жители и паломники от других храмов и монастырей Иерусалима.
В Константинополе праздник утвердился при императоре Льве Философе около 900 года.
Православная церковь празднует Преображение 6 августа (19 августа), хотя причина выбора именно этой даты остаётся неизвестной. Возможно, это была дата освящения часовни в IV веке на горе Фавор в честь Преображения Господня. На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
Церковь приурочила праздник Преображения ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества в честь Вакха. На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.
На Западе праздник Преображения начал местно отмечаться по крайней мере с VIII века. В Римско-католической церкви для всеобщего почитания праздник установлен папой Каликстом III в 1457 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом 22 июля 1456 года, что остановило турецкую экспансию в Европу на 70 лет. Известие о победе дошло до Рима 6 августа 1456 года, поэтому на Западе праздник Преображения был перенесён с 14 июля на 6 августа.
В Ассирийской церкви Востока Преображение Господне празднуется 6 августа. В Армянской апостольской Церкви праздник Преображения празднуется в 7-ое воскресенье после Пятидесятницы.
Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям
- Рождество
- Сретение
- Крещение
- Искушение Христа
- Призвание двенадцати апостолов
- Нагорная проповедь
- Чудеса
- Преображение
- Дарование молитвы ученикам
- Пророчество о Втором пришествии
- Вход в Иерусалим
- Изгнание торгующих из храма
- Страсти Христовы
- Помазание миром
- Тайная вечеря
- Моление о чаше
- Суд Пилата
- Крестный путь
- Распятие
- Смерть Христа
- Погребение
- Сошествие во ад
- Воскресение
- Явления Христа ученикам
- Вознесение
Празднование в Православной церкви
Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников.
Преображение отмечается 6 августа (19 августа). Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13 августа (26 августа). Праздник приходится на Успенский пост.
Вечером накануне дня праздника совершается Всенощное бдение. На Великой Вечерне читаются паремии праздника, совершается лития. На праздничной Утрени совершается полиелей, читаются каноны выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского[28]. В день праздника совершается Литургия. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет.
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной Литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
Гимнография
В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т. д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона — то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своём Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».
Тропарь праздника
Прєѡбрази́лсѧ ᾿еси́ на горѣ́, Хрис҄тє́ Бо҄жє, показа́вый ᾿оучєникѡ́мъ твои҄мъ Сла́ву твою́, ᾿ѩ́кожє можа́ху: да возсїѧ́єтъ ᾿и на́м грѣ҄шнымъ Свѣ́тъ тво́й Присносу́щный, моли́твами Богоро҄дицы, Свѣтода́вчє, сла́ва Тєбѣ́.
(Ты преобразился на горе, Христос Бог, показавший ученикам Твоим Славу твою, насколько они могли видеть; да воссияет и нам грешным Свет твой, вечно Существующий, по молитвам Богородицы. Податель Света, слава Тебе!)
Кондак праздника
На горѣ́ прєѡбрази́лсѧ ᾿еси́, ᾿и ᾿ѩ́кожє вмѣща́ху ᾿оуч҄єницы́ Твои́, Сла́ву Твою́, Хрис҄тє́ Бо҄жє, ви́дєша: да ᾿егда́ Тѭ́ ᾿оу́зрѫтъ распина́єма, страда́нıе ᾿оу́бѡ ᾿оуразумѣ́ютъ во́льноє, мі́рови жє проповѣ́дѫтъ: ᾿ıа́кѡ Ты́ ᾿еси́ вои́стинну ᾿О́тчєє Сїѩ́нѥ.
(На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистину Сияние Отца.)
Задостойник
Вєлича́й, душє́ моѧ́, на Ѳаво́рѣ прєѡбрази́вшагосѧ Го҄спода (припѣ́въ).
Рождєс҄тво́ Твоє́ нєтлѣ́ннѡ ᾿яви́сѧ: Бо҄гъ ᾿изъ бок‘у твое́ю про́йдє, ᾿ıа́кѡ Плотоно́сєцъ ᾿яви́сѧ на зємли́, ᾿и съ чєловѣ́ки поживє́ . Тѧ́, Богоро́дицє, Тѣ́мъ вси́ вєлича́ємъ.(Порождение Твое нетленно явилось: Бог из чрева Твоего произошел, как Носитель плоти явился на земле, и с людьми жил. Тебя, Богородица, поэтому все величаем.)
Иконография
Преображение Господне. Современная икона, иконописная мастерская Елеон
Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.
Одежды Иисуса изображаются сияющими белизной, эта особая белизна описана во всех синоптических евангелиях:
- « и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. (Мф. 17:2) »
- « Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9:3) »
- « И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9:29)»
Вокруг Христа на иконах изображается мандорла — тёмный нимб, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии. Чем ближе пространство мандорлы ко Христу, тем она темнее, а чем от него дальше, тем больше в ней света. Загустевающая ближе к образу Христа темнота на иконах Преображения и Воскресения отражает православное учение о природе Фаворского света. Мандорла в православной иконографии Преображения — это символ того Божественного мрака, в который вошёл Моисей на горе Хорив, о чём писал Григорий Нисский в сочинении «О Жизни Моисея законодателя».
Три острых луча, которые протягиваются от мандорлы к апостолам, символизируют "стрелы Божества", о которых говорится в ирмосе четвертой песни канона Преображению Господню Иоанна Дамаскина:
«Из плоти Твоей исходили стрелы Божества. Поэтому избранные от апостолов и пророков взывали: слава силе Твоей, Господи» [K 5]»
— Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Песнь 4-я 2-го канона. Ирмос
Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему священник и диакон. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением Христа и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».
На некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы.
В более поздних иконах, под влиянием католической традиции, символизм православных иконописных образов утрачивается, Христос изображается в сиянии света, исходящего от его одежды.
Празднование в Католической церкви
В Римско-католической церкви Преображение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Преображение отмечается 6 августа.
Литургические облачения священников в праздник Преображения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Богослужебные молитвы этого дня как описывают события Преображения, так и подчёркивают его символику.
Запрет на вкушение винограда
Согласно 48-й главе Типикона, в Православной церкви существует запрет на вкушение винограда и большинства других плодов нового урожая до Преображения Господня:
« Надо знать о том, что имеем Предание от святых отцов: начиная от праздника Преображения вкушать виноград в тех местах, где он существует. Виноградные гроздья приносим в церковь, и после литургии священник их благословляет: читает молитву на благословение виноградных гроздьев. Внимание! Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов. Это запрещение для тех монастырских братьев (монастырей), где оно существует. Виноград едим три раз в неделю на трапезе: в понедельник, среду и пятницу. Такой устав (запрещение) существует и по отношению к инжиру и к другим плодам[K 6], в тех местностях, где они созревают. Данный запрет не распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим[K 7]. »
В Православной церкви существует обычай приносить виноград, яблоки и другие плоды на праздник Преображения в храм. После литургии совершается каждение плодов, затем священник читает две молитвы из Служебника — «во причащении гроздия (винограда)» и «о приносящих начатки овощей», после чего кропит плоды святой водой, таким образом освящая их.
Поскольку в Древней Руси не было виноградников, то запрет с винограда был перенесён на яблоки, а в отдельных местах, согласно словарю Даля, запрет существовал на все плоды, кроме огурцов.