Рождество Иоанна Предтечи

...
Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, усекновение его главы – 11 сентября, первое и второе обретение реликвии – 24 февраля, а ее третье обретение – 25 мая. Каждый вторник молитвы о нем возносятся перед Богом.

Рождество Иоанна Предтечи — один из христианских праздников, установленный в честь рождения сына у престарелых родителей — праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей).

Праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях других православных праздников слово «рождество» (рождение) встречается всего лишь дважды — речь идёт о праздниках Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.

В Католической церкви имеет статус торжества. Праздник имеет древнюю традицию празднования практически во всей Европе, а во многих странах является государственным праздником.

Церковь хранит память и прославляет имя Иоанна Предтечи. Он был избран предшественником Бога на земле. Креститель Господень Иоанн стал начальником воинства Небесного Царя. Его рождение празднуется, как и другие события его жизни.

Евангельский рассказ

Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно этому рассказу, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником (Лк. 1:5). Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей (Лк. 1:5-7). «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1:25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана (Лк. 1:13).

Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме (Лк. 1:8-9), увидел ангела (Лк. 1:11) и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесёт его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии--«представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:13-17).

Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи (Лк. 1:18-20, 22). По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (Лк. 1:23-24) и в своё время родила сына (Лк. 1:57). Однако дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день (Лк. 1:59-64).

Дата праздника

Дата Рождества Иоанна Предтечи была вычислена на основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом. Праздник оказался близок к летнему солнцестоянию, поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце (и длина светового дня) начинает возрастать, а под знаком Иоанна — уменьшаться (аналогично словам самого Иоанна, «Ему должно расти, а мне умаляться», см. Ин. 3:30).

Так как часть православных церквей живёт по юлианскому календарю, день Рождества Иоанна Предтечи приходится у них на 24 июня (7 июля), поэтому в России и ряде других стран праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в странах григорианской датировки — Иванов день там отмечают 24 июня.

Богослужебное почитание

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником) и празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова, 24 июня (7 июля). День этот всегда приходится на Петров пост.

Рождество Иоанна Предтечи — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.

Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: Рождество́ честна́го сла́внаго проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна (др.-греч. Τὸ Γενέσιον τοῦ τιμίου ἐνδόξου Προφήτου Προδρόμου καὶ Βαπτιστοῦ Ἰωάννου) Накануне праздника вечером служится всенощное бдение. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Анатолием, Андреем Иерусалимским, Кассией монахиней; в VIII веке Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника, второй канон написан Андреем Критским.

Почитание Рождества Иоанна Предтечи

Лишь три христианских праздника, утвержденных в честь рождения прославляемого лица, названы Рождеством. Речь идет о появлении на свет Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Уже наличие этого факта подчеркивает особый статус Крестителя среди почитаемых святых. Каноны праздника в честь рождения святого мученика были написаны Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным. Его стихиры писались выдающимися гимнографами.

Рождество Иоанна Предтечи неизменно празднуется в Петров пост. Дата праздника была вычислена по свидетельству Евангелия от Луки о том, что Иоанн Креститель рожден за полгода до рождения Спасителя. Поскольку к зимнему солнцестоянию приурочено Рождество Христово, появление на свет Крестителя стало отмечаться в день летнего.

Поскольку православная церковь в России использует юлианский календарь, было потеряно астрономическое соответствие праздника. По григорианскому календарю Рождество Предтечи отмечают в июне, а по юлианскому – 7 июля. В честь этого события в Москве был возведен храм Рождества Иоанна Предтечи.

За что почитают Иоанна Предтечу?

Будучи ровесником Христа, Иоанн был свидетелем всех событий, которые последовали вслед за рождением Богомладенца. Чудом он избежал смерти по приказу неистового Ирода, когда тот решил истребить всех младенцев, чтобы предотвратить восхождение Христа на трон.

Оставшись сиротой, Иоанн не умер с голоду. По милости Божией он был укрыт в лоне природы вдали от человеческих глаз. Хранимый Всевышним, мальчик рос в окружении животных, которые заботились о нем. Дух Святой вел его и укреплял в молитве. Иоанн рос, не видя людей и их хитростей, грехов и слабостей. По мнению древних христианских толкователей, он принес Богу редчайший в Ветхом Завете обет девства. Его уста были помазаны великой силой обличения.

Войдя в возраст, он стал уличать грехи фарисеев и саддукеев. Корысть и гордыня, властолюбие и стяжательство – вот пороки, которые вскрывал Иоанн. Народ, понимая праведность его слов, почитал справедливого пророка и наставителя.

Когда пробил час, десять городов, стоящих на Иордане, услышали мощный призыв Иоанна. Простые люди тотчас же оставили свои дела и отправились к берегам Священной реки. Там он исповедовал каждого и заводил людей в струи воды. Осознав содеянное, мытари и блудницы присягали Иоанну в верности. Они примыкали к рядам его учеников и верных последователей. Все они ожидали пришествия Иисуса, который по воле Отца Небесного шел к берегу Иордана, чтобы спасти людей.

В назначенный час Креститель указал людям на Христа и сказал: "Вот Агнец, который возьмет грехи всего мира на себя". Спаситель был крещен Иоанном. Он оставил завет верности Господу и любви к его сыну. Всю свою жизнь Иоанн Предтеча посвятил служению Богу. После смерти Креститель был назван Церковью мучеником, первым по благодати.

Смерть Предтечи была страшной. Он указал Ироду на то, что тот нарушил седьмую заповедь закона Моисея, взяв в жены Иродиаду, жену собственного брата Филиппа. Ирод не посмел сразу казнить пророка, побоявшись народного гнева, а бросил его в темницу. Позже он приказал казнить Иоанна по просьбе дочери Иродиады. Иоанн Креститель был обезглавлен в тюремной камере. Его голову слуги принесли на блюде к ногам неверной женщины. Тело мученика было погребено учениками Предтечи. Глава Крестителя была выкрадена благочестивой служанкой Иродиады. Позже эта реликвия была утеряна и обреталась трижды.