Торможение автомобиля
При необходимости снизить скорость или остановиться применяют торможение. Различают экстренное и служебное торможение. Экстренное торможение — это торможение с максимально возможной интенсивностью. Его применяют тогда, когда возникает опасность наезда на препятствие, на пешехода и в других опасных ситуациях. В остальных случаях, когда водитель останавливает автомобиль в заранее намеченном месте, торможение называется служебным.
Служебное торможение. Учимся правильно тормозить:
- смотрим во внутреннее или правое наружное зеркало заднего вида, убеждаемся в безопасности маневра;
- включаем указатель правого поворота;
- переносим правую ногу с педали газа на педаль тормоза;
- плавно нажимая на педаль, снижаем также плавно скорость;
- в момент положения тормоза соответственно 2/3 ее хода, выжимаем педаль сцепления, продолжая также плавно нажимать на педаль тормоза;
- выжимаем до упора педаль тормоза;
- включаем стояночный тормоз, отпускаем педаль тормоза;
- переводим рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- отпускаем педаль сцепления, выключаем указатель поворота;
- выключаем зажигание (тем самым останавливаем двигатель), при этом на приборном щитке включатся красным светом контрольные лампы давления масла и разряда аккумуляторной батареи.
При экстренном торможении последовательность действий такая же, только на педаль тормоза следует нажимать резко и сильно, сцепление следует выключить лишь тогда, когда педаль тормоза дойдет почти до упора. Более позднее выключение сцепления на скользкой дороге предохраняет колеса автомобиля от блокировки при торможении и автомобиль от заноса.
Кроме того, различают четыре способа торможения:
- плавное,
- резкое,
- прерывистое,
- ступенчатое.
При плавном торможении водитель плавно нажимает на педаль и постепенно замедляет автомобиль.
При резком торможении водитель сильнее нажимает на педаль, замедление интенсивное, в момент остановки водителя и пассажиров слегка отбрасывает назад.
При прерывистом торможении водитель периодически нажимает и отпускает педаль тормоза, останавливая автомобиль за несколько циклов торможения. Такой способ применяют на скользком дорожном покрытии во избежание блокировки колес и заноса.
При ступенчатом торможении водитель сначала слабо нажимает на педаль тормоза, давая возможность движущимся сзади водителям предпринять ответные действия, затем увеличивает усилие на педали и замедляет автомобиль. Перед его остановкой водитель в два-три приема снижает усилие на педали во избежание резкой остановки и отбрасывания водителя и пассажиров назад.
Если нужно остановить автомобиль в точно назначенном месте (у колонки АЗС, у светофора), можно применить такой способ. Сначала замедлить автомобиль до малой скорости (5-10 км/ч), не доехав до нужного места, затем отпустить тормоз и доехать накатом, точно корректируя движение рулем. В нужном месте остановить автомобиль.