Торможение автомобиля

...

При необходимости снизить скорость или остановиться применяют торможение. Различают экстренное и служебное торможение. Экстренное торможение — это торможение с максимально возможной интенсивностью. Его применяют тогда, когда возникает опасность наезда на препятствие, на пешехода и в других опасных ситуациях. В остальных случаях, когда водитель останавливает автомобиль в заранее намеченном месте, торможение называется служебным.

Служебное торможение. Учимся правильно тормозить:

  • смотрим во внутреннее или правое наружное зеркало заднего вида, убеждаемся в безопасности маневра;
  • включаем указатель правого поворота;
  • переносим правую ногу с педали газа на педаль тормоза;
  • плавно нажимая на педаль, снижаем также плавно скорость;
  • в момент положения тормоза соответственно 2/3 ее хода, выжимаем педаль сцепления, продолжая также плавно нажимать на педаль тормоза;
  • выжимаем до упора педаль тормоза;
  • включаем стояночный тормоз, отпускаем педаль тормоза;
  • переводим рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • отпускаем педаль сцепления, выключаем указатель поворота;
  • выключаем зажигание (тем самым останавливаем двигатель), при этом на приборном щитке включатся красным светом контрольные лампы давления масла и разряда аккумуляторной батареи.

При экстренном торможении последовательность действий такая же, только на педаль тормоза следует нажимать резко и сильно, сцепление следует выключить лишь тогда, когда педаль тормоза дойдет почти до упора. Более позднее выключение сцепления на скользкой дороге предохраняет колеса автомобиля от блокировки при торможении и автомобиль от заноса.

Кроме того, различают четыре способа торможения:

  • плавное,
  • резкое,
  • прерывистое,
  • ступенчатое.

При плавном торможении водитель плавно нажимает на педаль и постепенно замедляет автомобиль.

При резком торможении водитель сильнее нажимает на педаль, замедление интенсивное, в момент остановки водителя и пассажиров слегка отбрасывает назад.

При прерывистом торможении водитель периодически нажимает и отпускает педаль тормоза, останавливая автомобиль за несколько циклов торможения. Такой способ применяют на скользком дорожном покрытии во избежание блокировки колес и заноса.

При ступенчатом торможении водитель сначала слабо нажимает на педаль тормоза, давая возможность движущимся сзади водителям предпринять ответные действия, затем увеличивает усилие на педали и замедляет автомобиль. Перед его остановкой водитель в два-три приема снижает усилие на педали во избежание резкой остановки и отбрасывания водителя и пассажиров назад.

Если нужно остановить автомобиль в точно назначенном месте (у колонки АЗС, у светофора), можно применить такой способ. Сначала замедлить автомобиль до малой скорости (5-10 км/ч), не доехав до нужного места, затем отпустить тормоз и доехать накатом, точно корректируя движение рулем. В нужном месте остановить автомобиль.