Движение по горным дорогам



Другой случай особых условий — горы. Горная дорога — это не просто чередование крутых подъемов со спусками. Она неотделима от самих гор и прямой как стрела практически никогда не бывает — огибает каждый уступ, впадину или скалу. Такая связь дороги со средой доставляет водителю немало сложностей.

дорога в горах

Распространена такая рекомендация: спускаться вниз нужно на той же передаче, на которой пришлось бы подниматься обратно. Однако воспользоваться ей довольно сложно: не спрашивать же об этом встречных водителей. Правильную передачу, на которой рабочими тормозами приходится пользоваться лишь эпизодически, можно определить только подбором. Если на протяженных ровных и сравнительно прямых участках приходится постоянно притормаживать, значит, надо переходить на более низкую передачу, иначе можно перегреть тормоза вплоть до их возгорания или закипания тормозной жидкости в гидроприводе.

Грунтовых дорог в горах не меньше, чем асфальтированных. Они, безусловно, доставляют водителю больше хлопот. Однако нельзя не учитывать, что интенсивность и скорость движения на них намного ниже. Покрытие их, как правило, из того же материала, что и сами горы, поэтому здесь редко можно встретить обычные для равнины препятствия — грязь или глубокую колею. Правда, скользкие участки иногда попадаются. Лужи тоже нередки, но обычно с хорошим твердым дном, а иногда и с прозрачной водой.

Пыль — неизбежный спутник неасфальтированных дорог. Оседая на лобовом стекле, она создает не просто неудобства, а реальную угрозу безопасности. В горах условия освещенности меняются очень резко. Если при выезде из тени навстречу вдруг ударит луч солнца, то из-за пыли на стекле можно на время полностью потерять ориентировку.

На больших высотах, как известно, плотность воздуха меньше и беднее смесь, поступающая в цилиндры двигателя. Это приводит в основном к более медленному сгоранию топлива и снижению мощности. Установленное на равнине зажигание оказывается поэтому слишком поздним, и его корректировка в сторону большего опережения необходима уже на высотах около 2000 м. Иначе неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и его медленный разгон даже при выключенном сцеп-лении могут оказаться серьезной помехой.

Избежать перегрева двигателя на затяжных подъемах легче, если не злоупотреблять ездой на малых оборотах с большими нагрузками, т. е. своевременно переходить на низшие передачи. С вентиляцией моторного отсека и охлаждением двигателя в таких условияхдело обстоит хуже. По этой причине нередко отказывает из-за перегрева бензонасос. Хотя через некоторое время его работоспособность обычно восстанавливается, к пр: добным сюрпризам нужно быть готовым.

Погода в горах может изменяться очень быстро. Предсказать ее на равнине, находясь в каких-нибудь 50-100 км от перевала, практически невозможно. Стоит немного подняться, как солнце, ярко светившее внизу, вдруг исчезает, облака становятся все ниже, и вот уже верхние зигзаги дороги скрываются в тумане, В этих условиях двигаться надо, снизив скорость, включив фары и с особенной осторожностью, так как безопасность здесь обеспечивается в первую очередь благоразумием.

Непогода в горах может вызвать оползни и селевые потоки, из-за которых сообщение на многих дорогах прерывается несколько раз в году. В период дождей, если вы не располагаете необходимой информацией о состоянии перевального участка, лучше поинтересоваться этим у других водителей. Вероятность непосредственного контакта с селем или оползнем будет невелика, если вы не станете надолго останавливаться вблизи ручьев или крутых оврагов, а также там, где уже были небольшие оползни. Сбитая в бесформенную кучу земля или дерн в ложбинах над выемкой дороги, подрезающей склон, точно укажут вам опасные места.

дорога в горах