Переезд через железнодорожные пути
К особым условиям относятся пересечения железных и автомобильных дорог. Аварии здесь, как правило, заканчиваются катастрофами, по последствиям они не идут ни в какое сравнение с обычными дорожно-транспортными происшествиями. Причем предотвратить происшествие в основном может только водитель автомобиля, машинист при всем желании часто ничего не в состоянии сделать. 1000-1500 м нужно ему, чтобы остановить состав, масса которого составляет несколько тысяч тонн. Казалось бы, сама психология водителя должна перестроиться. Но водители здесь часто допускают грубейшие нарушения Правил дорожного движения: пытаются проскочить под закрывающийся шлагбаум, объезжают его, спешат пересечь пути, не убедившись в безопасности, и совершают массу других необдуманных и поспешних действий. Поэтому здесь регистрируют около 7% дорожно-транспортных происшествий, в 90% которых вина только водителей.
Конечно, можно возвести эстакады, путепроводы, но в нашей стране более 38 тысяч железнодорожных переездов и их реконструкция потребует значительных материальных вложений, сил и времени. Поэтому на сегодняшний день и в ближайшем будущем безопасность на переездах будет полностью зависеть от дисциплины водителей.
Сейчас внедряются новые технические решения, направленные на обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспортных средств и подвижного состава железных дорог. Внедряются устройства заграждения железнодорожного переезда УЗП, предназначенные для недопущения несанкционированного выезда транспортных средств на переезд. Такое устройство состоит из четырех барьеров-автоматов, которые вмонтированы в проезжую часть автомобильной дороги в одном уровне с ее покрытием. При запрещающих сигналах переездной сигнализации крышки барьеров поднимаются в сторону приближающегося автотранспорта на высоту в полметра, перегораживая всю проезжую часть автодороги. Если транспортное средство оказалось в границах переезда после его открытия для поезда, впереди расположенная крышка барьера под воздействием колес автомобиля примет горизонтальное положение и позволит освободить переезд. УЗП оборудовано датчиками обнаружения препятствий в зоне переезда, которые посылают запрещающий сигнал на железнодорожные светофоры и на локомотивный светофор в кабине машиниста.
Так как же правильно переезжать железнодорожный переезд?
О приближении к любому железнодорожному переезду, регулируемому или нерегулируемому, водителя информируют соответственно знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», а также знаки 1.4.1—1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду». Эти знаки предупреждают водителя о необходимости подготовиться и безопасно проследовать через переезд.
При подъезде к переезду нужно снизить скорость. До каких пределов? Все зависит от состояния дорожного покрытия на пересечении. Зачастую междурельсовое покрытие расположено на разных уровнях, кроме того, между рельсом и дорожным покрытием образуются стыки (впадины), которые затрудняют движение. Проезд переезда с большой скоростью вследствие ударов о неровности может вызвать потерю управления или поломку транспортного средства. Двигаться через переезд нужно с небольшой, постоянной скоростью, обладая определенным запасом тягового усилия на ведущих колесах. Для этого заранее надо перейти на пониженную передачу.
Двигаться через переезд и останавливаться перед ним можно только в один ряд. Однако при наличии знака 5.8.1 «Направления движения по полосам «или разметки, определяющей количество полос движения, следовать через переезд можно и в несколько рядов.
При подъезде к регулируемому переезду внимательно смотрите на положение шлагбаума на сигнализацию (световую и/или) звуковую.
Начинать движение через переезд можно только при открытом шлагбауме и выключенной световой и звуковой сигнализации. Если хоть одна из систем сигнализации включена (световая или звуковая), то даже при открытом шлагбауме движение через переезд запрещено.
Особенно опасен неосмотрительный выезд на железнодорожные пути на переезде без шлагбаума. Любым способом нужно убедиться в безопасности движения: при недостаточной видимости остановить машину перед переездом, выйти на железнодорожные пути и, посмотрев в обе стороны, убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Особенно осторожным водитель должен быть в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости: в дождь, туман, снегопад и т. д., так как в этих условиях труднее увидеть или услышать шум поезда. Для пропуска приближающегося поезда, а также в случаях, когда движение через переезд запрещено, необходимо остановить транспортное средство не ближе 5 м до шлагбаума или светофора, а на нерегулируемых переездах — не ближе 10 м до первого рельса. При наличии перед переездом разметки «стоп-линия» и (или) знаков 2.5 «Движение без остановки запрещено» и 5.33 «Стоп-линия» необходимо при запрещающем сигнале светофора остановиться соответственно у разметки или у знаков.
Нельзя начинать движение сразу после проезда поезда. Необходимо подождать, пока поезд удалится на некоторое расстояние от переезда, чтобы убедиться в отсутствии встречного.