Переднеприводный автомобиль - особенности вождения



Переднеприводный автомобиль не только устроен по-другому, нежели автомобиль классической компоновки. Он отличается поведением на дороге, особенно на скользкой, и требует поэтому от водителя несколько иных навыков и специфических приемов управления. Это обусловлено наличием тягового усилия на передних колесах и приходящейся на них повышенной долей общей массы машины. Прежде чем водитель сядет за руль переднеприводного автомобиля, ему необходимо усвоить особенности его поведения на дороге.

переднеприводный автомобиль

Начнем с движения по прямой. Водитель заднеприводного автомобиля знает, что в этом случае, особенно при движении по скользкой дороге с высокой скоростью или при разгоне, задние колеса пытаются то и дело уйти в сторону. Это вызвано действием случайных боковых сил, возникающих от неровностей дороги, различий покрытия или от небрежной работы рулем. Задние колеса, будучи нагружены крутящим моментом, хуже сопротивляются воздействию боковых сил. Для сохранения курсовой устойчивости водителю приходится поворотами руля препятствовать развитию заноса, а если этих корректирующих действий недостаточно, то снижать скорость.

Переднеприводный же автомобиль ведет себя по-другому. При движении по прямой он не испытывает ни малейшей тенденции к заносу, даже на очень скользкой дороге. Поэтому иногда его сравнивают с пущенной из лука стрелой, имеющей тяжелый наконечник. И действительно, тяжелая передняя часть автомобиля и наличие силы тяги на передних колесах создают у водителя ощущение надежности и уверенности. Они позволяют двигаться по очень скользкой дороге в прямом направлении на очень высокой скорости даже без необходи-мости корректирования рулем. В результате у водителя может притупиться бдительность. Поэтому он должен выбирать скорость, ориентируясь не на субъективные ощущения, а на показания спидометра.

Не стоит более говорить о преимуществах переднеприводного автомобиля на скользкой дороге при прямолинейном движении — они очевидны и никаких особых приемов управления не требуют. Но вот прямолинейный участок дороги заканчивается, впереди поворот. Опытный водитель здесь заранее снижает скорость и проходит его без неприятных неожиданностей. Но стоит переоценить возможности машины и начать маневр на высокой скорости — центробежная сила превысит силу бокового сцепления шин с дорогой, начнется занос. Водитель заднеприводного автомобиля при этом снижает скорость и поворачивает руль в сторону заноса. Водителю переднеприводного автомобиля делать этого ни в коем случае нельзя. При сбрасывании «газа» занос резко увеличится и корректирующего поворота рулем может оказаться недостаточно, автомобиль развернется.

Что же произошло? Дело в том, что, сбросив «газ», водитель переднеприводного автомобиля фактически приложил к ведущим передним колесам тормозной момент от двигателя. Задние, которые уже потеряли сцепление с дорогой, сместились вбок, увеличивая занос или даже заставляя автомобиль разворачиваться. Кроме того, при торможении двигателем произошел «клевок», который разгрузил задние колеса. А им, чтобы восстановить сцепление с дорогой, как раз нужна была дополнительная нагрузка.

Что же должен был предпринять водитель? Ведь так естественно при возникновении опасности сбросить «газ». Нет! Водитель переднеприводного автомобиля должен твердо запомнить, что сбрасывать «газ» для снижения скорости он должен до поворота, прежде чем начать поворачивать руль.

Но как же быть, если водитель все же не рассчитал скорости и в процессе прохождения поворота машина пошла в занос? Оказывается, переднеприводный автомобиль таит в себе прекрасные, очень надежные (хотя сначала и непривычные) способы погашения заноса.

Во-первых, водитель должен повернуть руль в сторону заноса — так же, как на заднеприводном автомобиле,— но ни в коем случае не сбрасывая при этом «газ». Есть и другой способ. Водитель должен прибавить «газ», и передние ведущие колеса вытянут машину из заноса. При этом даже нет необходимости в корректирующих действиях рулем. Просто управляемые колеса должны быть повернуты в избранном направлении движения. Если же занос слишком велик, поможет сочетание корректирующих поворотов руля и увеличенной подачи топлива.

Испытания показали, что практически из любого заноса (даже если его угол превышает 90° к направлению движения) переднеприводный автомобиль можно вывести силой тяги. Так что занос переднеприводному автомобилю не страшен.

Но следует отметить, что водитель при начавшемся заносе инстинктивно не очень-то склонен прибавлять «газ». Поэтому новые привычки прохождения поворотов на переднеприводном автомобиле должны быть надежно выработаны в повседневной водительской практике.