Кошки в Египте


Древний Египет – место, где к кошкам относились наравне с богами, им даже поклонялись. Культ кошки в Египте появился во времена второй династии (древний период истории Египта) и продлился вплоть до первого века до нашей эры. У жителей Древнего Египта кошки всегда ассоциировались только с самыми приятными понятиями, такими как плодородие, любовь, домашний очаг, добро, защитные силы, материнство.

Одной из самых любимых богинь в Древнем Египте была богиня, олицетворяющая лунный и солнечный свет – Бастет. Ее представляли в виде женщины с головой кошки. В некоторых случаях ее изображали еще и в виде львицы. Главный храм богини, являющейся дочерью Изиды и Осириса, располагался в городе Бубастис. Это был один из самых красивейших и величественных храмов Египта. Еще один большой храм, посвященный Бастет, был выстроен в Саккаре. Внутри храма находилась большая статуя изображающая богиню. Каждый год во время весенних праздников статую устанавливали в ладью и проходили с ней по Нилу.

В каждом храме посвященном богине-кошке жили эти священные животные. Они находились под постоянным присмотром. Правила ухода за кошками передавалось от отца к сыну. За поведением кошек всегда следили жрецы и верили в то, что свои пожелания богиня будут передавать именно через этих животных. Служители храма в искусственных водоемах выращивали для кошек рыбу, лишенную чешуи, многие египтяне приходили в храм и поклонялись здешним священным животным.

Кошки жили во всех аристократических семьях, и даже простые египетские семьи могли себе позволить приобретение и содержание кошки, которой отдавили все свое внимание и заботу. Когда животное уходило из жизни в семье объявлялся траур и все ее члены сбривали волосы с головы. Тело кошки мумифицировали, обернув в льняную ткань и пропитав специальным бальзамом. Для них изготавливались специальные саркофаги, в которые помимо мумифицированного тела клали мумифицированных землероек и мышей. Таким образом, египтяне заботились о том, чтобы священная кошка всегда оставалась сытой в загробной жизни.

Богачи для мумификации использовали дорогую цветную льняную ткань, украшенную интересными узорами. Из стеблей пальмовых листьев создавалась специальная маска с ушами, накладывающаяся на морду кошки. В качестве саркофага использовался соломенный или деревянный ящик, богато украшенный обсидианом, золотом и хрусталем. Если кошки умирали еще котятами, для их захоронения использовались бронзовые саркофаги. Наиболее дорогостоящими были похороны кошек живших в храме. Для того чтобы их оплатить местным жителям приходилось оплачивать специальную пошлину.

Столь великую любовь египтян к кошкам подтвердили археологи, которые в 1860 году проводили раскопки рядом с городом Бени Хасана. В результате длительной работы им удалось найти необычное кладбище. На нем было похоронено более 180 тысяч священных животных, причем большинство тел было упрятано в гробы, богато украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Это стало еще одним подтверждением любви и уважения египтян к кошкам. Всего в Египте археологи смогли обнаружить более трехсот тысяч мумифицированных кошачьих тел, которых захоронили в IV тысячелетии до нашего века.

Смерть священного животного каждая египетская семья переживала очень тяжело. Поэтому даже во время возникновения в доме пожара в первую очередь из него выносили кошку и только после приступали к тушению пламени. Человек, который убил кошку даже случайно, подвергался смертной казни. Закон гласил о том, что кара настигнет каждого, кто убьет кошку и обойти этот закон был не вправе даже египетский фараон.

О любви и культе кошки в Египте знали многие и персидский царь Камбиз II смог умело воспользоваться этим знанием. Когда он пошел войной на город Пелузия, каждый из его воинов нес в руках в качестве щита живую кошку. Египтяне не могли отбивать свой город стрелами и копьями, так как была велика вероятность нанести вред священному животному. Город сдался и Камбиз II основал здесь 27-ю династию.

Точной даты приручения кошек в Египте нет, однако точно известно, что здесь домашние кошки появились намного раньше (примерно на тысячу лет) нежели в других странах. Египтяне препятствовали распространению домашних кошек за пределы Египта. Вывоз животного за пределы страны приравнивался к воровству у самого фараона. Наказание было за такую провинность самым суровым – смертная казнь. Египтяне, выезжавшие за пределы страны, видя кошек, любыми способами старались вернуть их на «родину» - крали или выкупали. Способствовали распространению кошек по всему миру финикийцы, воровавшие животных у египтян и перепродающие их по высоким ценам богачам из иных стран. Так постепенно домашние кошки распространились по всему миру, но до начала нашего тысячелетия они считались очень редкими.

Вместе с кошками в других странах также появился и культ кошек. Такой культ был присущ Галлии. В городе Тулуза во время проведения раскопок археологи нашли музыкальные инструменты с изображением кошек, амулеты и статуэтки кошачьей тематики. В великобританских городах Дэнбери, Гассед-же, Бадбери, Олл-Сейнсе были обнаружены многочисленные захоронения кошек.

Мастера из Египта увековечивали кошек всевозможными способами: создавали статуэтки из драгоценных металлов, слоновой кости и глины, рисовали изображения животных не папирусе и надгробных плитах. Молодые девушки носили амулеты с изображением кошек. Этот амулет был символом плодородия. Количество животных на амулете говорило о количестве детей, которое хочет иметь девушка и о котором она просит богов.