Религиозные пищевые предписания и вегетарианство

Популяризаторы вегетарианства нередко обосновывают его необходимость ссылками на разные религии. При этом сознательно или из-за недостаточных знаний ими искажаются истинные данные и создаются вымыслы.

Это интересно!

Большинство религий имеют пищевые предписания: постоянные или временные запреты на употребление некоторых продуктов, посты, правила приготовления пищи и др. Постоянного вегетарианского питания придерживаются индуисты - в основном брахманы (жрецы), буддисты - преимущественно священнослужители и монахи, джайны, христиане-адвентисты, секта христововеров-постников, Общество Сознания Кришны (кришнаиты), другие, обычно малочисленные, религиозные объединения.

И. Л. Медкова и Т. Н. Павлова в книге «Пища, которая лечит» (1995) пишут: «В странах, где господствующими религиями являются индуизм и буддизм, все население соблюдает вегетарианское питание, а национальные кухни не знают мясных и рыбных блюд». Это утверждение относится к распространенным заблуждениям.

  • Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований. Одни индуисты в силу уважения к живым существам соблюдают вегетарианство, другие же приносят животных (коз, буйволов и др.) в жертву и затем едят их мясо во время ритуальной трапезы. Молочно-растительного питания придерживаются по религиозным причинам в основном индуисты высших каст, т. е. общественных групп, связанных происхождением и правилами жизни. Чем ниже в кастовом отношении человек, тем менее строго он соблюдает вегетарианство, употребляя при наличии материальных возможностей мясо коз, овец, свиней, птиц, рыбу, яйца, но не говядину. Последнее объясняется тем, что корова особо почитаема у индусов. Ее образ как всеобщей матери-кормилицы берет свое начало с ведических времен (около 1500 лет до н. э.), когда на территории Индии появились индоиранские племена скотоводов ариев. Корова, по индуистской религии, является воплощением божества, и поэтому убийство ее или употребление ее мяса в пищу рассматривается как величайший грех. В меню невегетарианских ресторанов преобладают курятина, баранина и козлятина. Блюда из говядины и свинины подают далеко не везде: хозяева заведений оберегают чувства как индуистов, так и мусульман, брезгующих свининой.

    По статистическим данным 2006 г., мясоедами являются 60 % более чем миллиардного населения Индии, а около 10 % — лактоововегетарианцы, хотя в некоторых штатах страны яйца причисляют к мясным продуктам и продают в специальных местах, чтобы не оскорблять чувства приверженцев лактовегетарианских и строгих вегетарианских диет, на которых приходится примерно 30 % населения.

  • Всего 5 миллионов человек в Индии исповедуют джайнизм — религию, возникшую в этой стране в VI в. до н. э. Джайны неукоснительно соблюдают вегетарианское питание согласно принципу ахимсы — неубиения всего живого. Джайнам запрещено употреблять мясо, рыбу, яйца, овощи красного цвета, алкогольные напитки. Они не едят после захода солнца, чтобы случайно не проглотить какое-либо живое существо. Джайны не могут быть крестьянами, так как, вспахивая почву, можно причинить вред живому существу. Джайны-монахи подметают землю перед собой, так как на ней могут оказаться насекомые, они носят матерчатые маски, закрывающие рот, и процеживают воду, чтобы нечаянно не проглотить насекомых, ибо все это живое. С другой стороны, на северо-востоке Индии в пищу идут гусеницы и личинки разных насекомых, которые продаются на рынках порциями, нанизанными, словно шашлык, на прутики.
  • Редко соблюдают постоянное вегетарианство буддисты, например коренные жители Шри-Ланки — сингалы, которые едят говядину, баранину, рыбу и другие животные продукты. Господствующая религия в Мьянме (бывшая Бирма) — буддизм, а основа питания — рис. Но буддисты этой страны любят сочетать рис с мясом животных и птиц, рыбой, крабами, раками, креветками. В Монголии была распространена северная ветвь буддизма — ламаизм. В рационе монголов издавна преобладали молочные и мясные продукты, в небольшом количестве — продукты из зерна и дикорастущие растения. На столе монголов практически отсутствовали овощи и фрукты. А вот рыбу монголы, как правило, не ели согласно запретам ламаизма.
  • Вспомним, что Библия (от греч. «книга») — это собрание произведений иудейской и раннехристианской литературы с XIII в. до н. э. по II в. н. э. Библию называют Священным Писанием, так как считается, что Бог помог святым людям (пророкам и апостолам) правильно записать откровения Божьи. Библия делится на Ветхий Завет, содержащий иудейские сочинения, и Новый Завет, включающий собственно христианские книги I—II в. н. э. В иудейской религии (иудаизме) священной считается только дохристианская часть Библии — Ветхий Завет, а в христианской религии священны Ветхий и Новый Заветы. Понятие «завет» восходит к древним иудейско-израильским представлениям о договоре (союзе) между Богом и людьми. Поэтому словосочетание «новый завет» выражает идею нового договора Бога и людей.

    Сторонники вегетарианства нередко обосновывают обязательность такого питания словами из книги «Бытие» Ветхого Завета: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого есть плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Следовательно, для пропитания человека Богом вначале была дана растительная пища.

    Однако после потопа Бог изменил свое решение, и в последующих книгах Ветхого Завета употребление мяса было разрешено людям: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Правда, все «живое и движущееся» разделено в Ветхом Завете на разрешенное и запрещенное в питании, а именно:

    • разрешены жвачные домашние и дикие животные с раздвоенным, т. е. парно расположенным, копытом (вол, овца, коза, буйвол, олень, лань, и т. д.); запрещены хищные звери, свинья, заяц, тушканчик, крот, мышь и др.;
    • разрешена рыба, имеющая чешую, плавники и развитый спинной хребет; другая рыба запрещена (осетровые, угорь, акула, скат и т. п.);
    • разрешена домашняя птица (куры, гуси, утки, голуби); запрещены хищные птицы (орел, коршун, ястреб, сова и т. д.), лебедь, цапля, чайка и др.;
    • запрещены пресмыкающиеся, земноводные и насекомые.

    Запрещенное характеризуется в Ветхом Завете словами «...нечисты они для вас», «...мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь».

    Любопытно, что саранча разрешалась в пищу. Известно, что саранчу, изжаренную на огне или сваренную в воде и приправленную маслом, соленую или высушенную, ели древние евреи из простого народа. В Новом Завете сказано, что Иоанн Креститель питался в пустыне акридами из рода саранчи. В некоторых странах Африки саранчу охотно употребляют в пищу и в настоящее время.

    Запрещено в питании мясо животных и птиц, умерших не при убое или охоте, а издохших по иным причинам. В Ветхом Завете сказано: «И мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его». Положительное гигиеническое значение запрета на употребление падали в пищу не вызывает сомнения.

    Исключительное внимание обращено на кровь и, соответственно, правила убоя животных и птиц. Запрещено было пить кровь животных и птиц и ничего нельзя было есть с кровью. Кровь считалась символом жизни, над которой властен только Бог. В библейском словоупотреблении «кровь и плоть» были синонимами живого существа. Поэтому кровь запрещалось употреблять в пищу.

    В иудейской религии рассмотренные пищевые предписания Ветхого Завета (в иудаизме — Торы) сохраняют свое значение, что отражается на характере питания верующих, которое, однако, нельзя назвать вегетарианским.

  • В православном христианстве, как и в католицизме, нет абсолютных запретов на употребление некоторых продуктов, кроме крови, и постоянного их деления на разрешенные и запрещенные в питании. Только в период постов действуют указания на дозволенность тех или иных продуктов и на воздержание от определенных видов пищи. Следовательно, пищевые предписания христианства (за исключением некоторых религиозных течений) связаны именно с постами и имеют временный характер. В этом подходе к иитанию заключается одно из принципиальных различий между христианством и другими мировыми религиями.

    Почему же ветхозаветные пищевые предписания, сохранившиеся в иудаизме, были отвергнуты или изменены христианами? Протоиерей (старший священник, настоятель храма) А. Мень в своей книге «Сын человеческий» писал, что проповедь Иисуса Христа не шла вразрез с принципами Ветхого Завета даже тогда, когда Христос настаивал на отказе от некоторых правил Ветхого Завета. В частности это касалось ограничений в питании. Пищевые и другие предписания были введены в древности для отделения иудеев от иноверцев, они служили древним евреям «линией круговой обороны» для защиты их религиозных ценностей от многочисленных окружающих их народов. Христианство же было обращено ко всем народам.

    Хотя деление пищи на «чистую» и «нечистую» исходило из Ветхого Завета, Иисус Христос объявил его устаревшим. Нечистыми могут быть только мысли и поступки людей. В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные им народу:

    Слушайте и разумейте: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст... Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека.

    Столь ясно выраженная мысль оказалась непостижимой даже для людей, близко стоящих к Иисусу Христу. Апостол Петр долго испытывал страх перед нарушением ветхозаветных пищевых предписаний, пока, как сказано в «Деяниях святых Апостолов», не услышал глас Господа к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». В этих словах заключается ответ на то, почему в христианстве нет постоянных запретов на отдельные пищевые продукты. В этих словах и ответ пропагандистам вегетарианства, которые, ссылаясь на Библию, призывают к исключению из питания тех или иных групп продуктов.

Религиозные посты

В православном и католическом христианстве предусмотрены временные ограничения питания — в период однодневных или многодневных постов.

Посты бывают:

  • с полным воздержанием от пищи, но с питьем воды, причем такие посты очень редки;
  • состоящие из растительной пищи (строго вегетарианские), подвергнутой или не подвергнутой тепловой кулинарной обработке, с растительным маслом или без него;
  • состоящие из растительной пищи, растительного масла, рыбы и рыбных продуктов, т. е. невегетарианские.

В остальные дни и недели года разрешена скоромная пища — мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца и животные жиры. Только в неделю перед Великим постом допустимы рыба, молочные продукты, яйца, но не мясо животных и птиц. В России эту неделю называют масленицей, которая является не христианским, а народным праздником. Заметим, что нежирное мясо часто ошибочно называют постным, хотя в христианстве любое мясо относится к скоромной пище.

Это важно!

В сознании многих людей суть поста сводится к выполнению временных запретов церкви на еду определенной пищи. Однако цель постов духовная, религиозно-обрядная. Дни постов должны помочь христианину жить духовной, а не телесной жизнью, они являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении, смирении и покаянии. Это принципиальное положение богословия подчеркивается и тем, что в дни постов необходимы как пищевые ограничения, исключающие ублажения чрева, так и воздержание от житейских развлечений (игры, танцы, театр и др.), сексуальных отношений, алкоголя и т. д.

Поучительны высказывания о сущности христианского поста византийского богослова Иоанна Златоуста (350 — 407 гг.):

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлений... Будь милосерден, благочестив, чтобы Бог принял твой пост и в изобилии даровал плоды покаяния.

В настоящее время духовным по своей направленности понятием «пост» пытаются заменить такие понятия, как вегетарианство или витарианизм (питание только сырой растительной пищей), придать постам не религиозно-обрядное, а оздоровительное значение. Так, в книге Г. П. Малахова «Золотые правила питания» сказано, что посты должны разгружать организм от слизи (особенно много слизи в мясе и других животных продуктах), очищать от других шлаков, стимулировать пищеварение и иммунитет, уничтожать внутренних паразитов, особенно глистов. Е. Д. Рудова пишет:

В профилактике болезней пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы естественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства.

На наш взгляд, такой потребительский подход к посту является кощунством по отношению к христианской сущности постов.

  • В XVII в. в России появились отпавшие от православной церкви секты «духовных христиан»: христововеров, постников, духоборов и др. Для постников, например, характерны многодневные посты с полным воздержанием от пищи, постоянные запреты на употребление мяса и рыбы, картофеля, лука, чеснока, алкогольных напитков. Питание постников — это своеобразный вариант вегетарианства, когда из пищи исключают не только мясные и рыбные продукты, но и некоторые овощи. Сами постники считали свое питание богоугодным, способствующим очищению от грехов и обретению духовной благодати, а не рассматривали его как путь к физическому здоровью и профилактике заболеваний.

  • Протестантизм наряду с православием и католицизмом относится к главным ветвям христианства, а по численности протестанты занимают второе место в мире после католиков. Протестантизм (от лат. слова «возражающий») возник в Европе в XVI — XVII вв. в результате реформации католической церкви. Протестантизм — это совокупность самостоятельных церквей и религиозных объединений (лютеранство, баптизм и др.), у большинства из которых отсутствуют пищевые предписания. Среди немногих исключений — адвентизм.
  • Адвентизм (от лат. «пришествие») возник в начале XIX в. в США. Вера в близкое второе пришествие Иисуса Христа лежит в основе учения адвентистов о внутреннем обновлении — моральном и физическом — для приготовления к встрече Спасителя человечества. В адвентизме самой крупной является церковь адвентистов седьмого дня |т. е. соблюдающих субботу), у которых существуют пищевые предписания по ведению здоровой христианской жизни. Верующим запрещено есть мясо упомянутых в Ветхом Заветете «нечистых» животных, птиц и рыб, употреблять кофе, чай, алкогольные напитки, а также курить табак. Большинство адвентистов являются лактовегетарианцами иди лактоововегетарианцами.
  • Предписания по соблюдению вегетарианского питания отсутствуют в исламе — религии, которая возникла в Аравии в VII в. н. э. В исламе имеется перечень запрещенной пиищи: свинина, кровь животных и птиц, мясо хищных животных и птиц, а также павших или растерзанных хищниками животных, мясо змей и лягушек, некоторые части тела животных (половые органы, селезенка и др.), мясо животного, которое заколото не по правилам ислама, т. е. без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью. Запрещено вино. Однако эти пищевые запреты отнюдь не ограничивают потребление мяса других животных и птиц, а также рыбы. Обязательный для мусульман пост в течение священного месяца рамадан предусматривает полное воздержание от пищи и питья (абсолютное голодание) и развлечений только в дневное время. Прием пищи, включая мясную, переносится на вечерне-ночные часы.

* * *

Таковы особенности пищевых предписаний в мировых религиях и некоторых религиозных объединениях. Еще раз подчеркнем, что постоянное или временное соблюдение верующими вегетарианских диет обусловлено духовными, религиозно-обрядовыми, а не оздоровительными мотивами.