Нравственные основы вегетарианства



Вегетарианство как философское учение зиждется на нравственной и этической основах. Его сторонники убеждены: питание растительной или растительно-молочной пищей ведет к морально более чистой жизни и служит этапом восхождения человека к идеалу. Этический аспект этого учения основывается на жалости к животным и птицам, сочувствии к страданию, которое они испытывают, когда за ними охотятся или когда их убивают на бойнях. В этом подходе к вегетарианству есть своя доля правды и логики.

В 1892 г. была издана книга X. Уильямса «Этика пищи, или Нравственные основы безубойного питания для человека». В книге собраны выдержки из сочинений мыслителей разных времен, которые выступали за отказ от питания мясом, причем в основном по морально-этическим причинам. В книге приводятся слова великого итальянского художника и ученого эпохи Возрождения (XV в.) Леонардо да Винчи: «Наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека».

Известно, что на Л. Н. Толстого неизгладимо тяжелое впечатление произвели сцены на бойне в Тульской губернии, которые потрясли 57-летнего писателя, прошедшего две войны. Такое же воздействие оказало посещение скотобойни на знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который написал: «Омерзительно, на какой безграничной подлости основана роскошь нашего питания». Р. Вагнер стал убежденным вегетарианцем.

В 1891 г. Л. Н. Толстой опубликовал свой труд «Первая ступень», который сыграл большую роль в развитии вегетарианства в Европе и в России и вхождении самого этого слова в русский язык. Согласно Л. Н. Толстому, каждый человек, прежде чем причислить себя к категории нравственных людей, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ. Он писал:

Мясоедение есть пережиток самого грубого варварства, и переход к вегетарианству есть самое первое и естественное последствие просвещения... Те радости, которые дадут человеку чувства жалости и сострадания к животному, окупят ему во сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и мяса... Употребление мяса безнравственно, так как требует противного нравственному чувству поступка — убийства.

Известный английский писатель XX в. Бернард Шоу был воинствующим атеистом. Поэтому его обоснование вегетарианства обусловлено не религиозными, а морально-этическими мотивами. Б. Шоу писал: «Совершенно ясно, что человек может насытиться как бифштексом, так и хлебом с сыром. Весь вопрос в том: более низкую или более высокую форму жизни создает он себе, питаясь бифштексами. Я думаю, более низкую».

На названные выше и другие известные имена обычно ссылаются сторонники вегетарианства для пропаганды своих идей. Но нельзя забывать, что несравненно шире список людей, по праву считающихся великими гуманистами без соблюдения вегетарианских диет. Редки упоминания о том, что и изверги человечества тоже бывали вегетарианцами, например Адольф Гитлер. Немало подобных «знаменитостей», как мелких, так и крупных, придерживались вегетарианского питания: американский проповедник Д. Джонс, заставивший 900 членов руководимой им секты совершить коллективное самоубийство, крайне жестокий духовный руководитель Ирана аятолла Хомейни и многие другие.

Пацифизм (лат. «умиротворяющий») — это мировоззрение, в основе которого лежит осуждение всех войн и насилия. На 1-м конгрессе пацифистов (Германия, 1927) было указано, что отвращение к жестокости и большое уважение к жизни объединяет пацифистов и вегетарианцев. Сформулировано положение о морально-этической необходимости вегетарианства:

Если вы с такой легкостью убиваете животных, то и убийства людей в братоубийственных войнах становятся для вас естественными. Переделайте самого себя, и мир изменится.

У некоторых авторов указанное положение приобрело тенденциозный, исторически малодоказательный и вздорный характер. Так, по С. Мордынскому, Германия, инициатор двух мировых войн, имела самую мясную кухню в Европе, в США истребление бизонов шло параллельно с истреблением индейцев, японцы, евшие много рыбы, прославились своей жестокостью во время войн в странах Азии.

Однако из истории хорошо известно, что народы самых разных стран, потреблявшие по разным причинам мало мяса и рыбы, дали примеры неслыханной жестокости не только по отношению к другим народам, но и к собственному. Достаточно вспомнить уничтожение около двух миллионов жителей Камбоджи после прихода к власти в 1975 г. прокоммунистических красных кхмеров во главе с Пол Потом или кровавые репрессии 1930—1940-х годов в СССР.

На наш взгляд, пацифистское мировоззрение, а также гуманное отношение к животным в обыденной жизни или в ходе медицинских экспериментов доступно как вегетарианцам, так и не вегетарианцам. Можно ли считать, что народы, обеспечивающие себе питание охотой и рыболовством, в жизни руководствуются более низкими морально-этическими принципами, чем люди, отказывающиеся от потребления мяса и рыбы? Разделение людей по характеру их питания само по себе является аморальным. Справедливо высказывание С. Ганье в книге «Энергетика еды. Наши самые интимные отношения» (2005):

Что касается еды и духовного поиска, то здесь нет общих правил. Буддийскому монаху, живущему в горах и употребляющему исключительно вегетарианскую пищу, такая диета, возможно, помогает расти духовно. Но совсем не факт, что городской житель, питающийся животной пищей, будет менее духовно развит, чем буддийский монах.

Безусловно, необходимо воспитание с детства гуманного отношения к животным и наличие законов, которые регулируют поведение людей в отношении домашних, сельскохозяйственных, подопытных и диких животных. Эти законы разумны тем, что они не призывают всех людей стать вегетарианцами и не запрещают уничтожение крыс или стай волков, нападающих на людей и скот. В России официально принят закон «О животном мире» с поправками 2007 г.

В США существует общество «Народ за этичное обращение с животными», активисты которого борются за права животных разъяснительными методами. В эту организацию входят несколько сотен тысяч американцев. Члены этого общества посещают кафе, где вместо мясных гамбургеров готовят овощные ветбургеры. Но в США имеется и радиальный Фронт освобождения животных. Члены этого Фронта громят медицинские лаборатории, где проверяют лекарства и новые методы лечения на животных, а также магазины, в которых продают изделия из натурального меха. Это пример крайностей и фанатизма, которые опасны в любом деле.

В обосновании вегетарианства по морально-этическим мотивам подкупает гуманистический настрой многих его авторов, который нашел свое воплощение в законах и общественных организациях по разумной защите животных. Однако если бы все люди стали веганами, то это, безусловно ухудшив их питание, все равно привело бы к необходимости регуляции численности возрастающего количества скота и птиц. Кроме того, человечество не может прокормиться и жить без уничтожения животных, угрожающих урожаям или здоровью людей. Наконец, нельзя забывать о народах, которые в силу вековых традиций или климатогеографических условий проживания обеспечивают свою жизнь скотоводством, охотой или рыболовством.