Понятие об учении йоги

Возникновение йоги как древнеиндийского философско-религиозного и морально-этического учения теряется в глубине тысячелетий. Основоположником классического учения йоги является Патанджали (II в. до н. э.), который в фактате «Йога-сутра» изложил философию и практику йоги. В древнеиндийском языке (санскрите) слово «йога» означает «соединение, слияние, гармония». Философия йоги понимает под этим словом единение души человека с неким абсолютным Духом. Для практикующих начальные этапы учения йоги дается иное толкование этому слову — к единению и гармонии физического и психического состояния человека.

Патанджали разделил йогу на восемь ступеней, каждая из которых имеет свой смысл, программу и цель.

  1. Яма — правила социального и персонального поведения; отказ от всего плохого: ненанесение вреда живому существу, правдивость, нестяжательство, обуздание излишних желаний и т. д.
  2. Нияма — внутриличностная очищающая дисциплина; недопущение отрицательных эмоций и плохих мыслей, скромность, несуетность.
  3. Асаны — позы тела, обеспечивающие полный контроль за ним; физические упражнения, при которых части тела, включая внутренние органы, напрягаются или расслабляются. Йоги практикуют 84 асаны, из которых 32 считаются особо важными для физического и духовного совершенства.
  4. Пранаяма — система дыхательных упражнений для овладения праной — жизненной энергией; техника дыхания для подчинения его сознанию.
  5. Пратьяхара — контроль над чувствами, «отрыв» от чувственных восприятий и влияния внешних впечатлений.
  6. Дхарана — концентрация мысли; умение сосредоточиться на чем-нибудь одном при изоляции других мыслей и образов.
  7. Дхьяна — медитация (сосредоточенное размышление) с вниканием в сущность объекта умственного созерцания при отрешенности от внутренних переживаний и внешнего мира.
  8. Самадхи — самореализация; полное вникание в сущность объекта медитации, когда очищенный ум сливается с этим объектом. Самадхи определяют как сверхсознание, как освобождение духа от тела, которое невозможно выразить словами. Оно близко к буддистскому понятию о нирване — состоянии полного покоя вне пространства, времени, бытия и желаний, состоянии погруженности в космическое сознание.

Последовательное, постепенное, регулярное и неуклонное движение по восьми ступеням ведет к желаемой в йоге цели на физическом, психическом и духовном уровнях. Свами Вишнудевананда в «Полной иллюстрированной книге йоги» (1990) пишет, что йога уравновешивает и делает более сильными тело, ум и душу того, кто ее практикует. Цель практики йоги — достижение такого состояния, когда человек выходит за границы физического тела и разума, а душа отождествляет себя с высокой Душой и Богом. Однако это возможно только после овладения 8-й ступенью йоги — самадхи, которую могут достичь немногие йоги согласно древнему высказыванию: «Из тысячи человек один занимается йогой, из тысячи занимающихся только один становится йогом, из тысячи йогов только один достигает самадхи».

Для приближения системы Патанджали к интересам практикующих йогу восемь ее ступеней были сгруппированы в подсистемы: джанана-йога, которая включает этапы яма и нияма; хатха-йога, включающая асаны и пранаямы; раджа-йога, или высшая йога, которая включает 5 — 8-ю ступени пути в йоге. Существует еще понятие о крийя-йоге, которую можно назвать гигиеной йогов. Крийя-йога не является одной из ступеней йоги, но ее правила должны соблюдаться на всем пути в йоге. Рекомендации по питанию йогов практически отражены именно в крийя-йоге.

За исключением хатха-йоги, эти подсистемы не занимаются физической стороной жизни, цель их — совершенствование человека с помощью морально-этических и философско-религиозных идей и методов, в том числе действующих на психику. Но не освоив хатха-йогу, нельзя двигаться вперед и вглубь. Большинство людей, когда говорят о йоге, имеют в виду физические и дыхательные упражнения, особенности питания и очищения тела. Во всех этих случаях речь идет именно о хатха-йоге, которая практикуется во всем мире для укрепления здоровья, но является только составной частью йоги.

Санскритское (древнеиндийское) слово «хатха» состоит из двух слов: ха — солнце и тха — луна, что символизирует два противоположных начала, которые, будучи соединены вместе, означают единство противоположностей в природе. Санскритское изречение «в здоровом теле — здоровый дух» также означает единство противоположностей и имеет свое воплощение в йоге.

Хатха-йога часто рассматривается в совокупности и даже как единое понятие с первыми двумя ступенями йоги (яма и нияма), направленными на самовоспитание в морально-этическом плане, на самоконтроль мыслей, чувств и поведения. Переход к раджа-йоге возможен только для тех, кто овладел хатха-йогой. Йога в целом никогда не будет массовой, так как требует огромной физической и духовной самоотдачи. Йога — не для всех, но каждый может попробовать освоить занятия хатха-йогой.

С конца XIX в. учение йоги стало распространяться в странах западного мира, где особенно бурный интерес к йоге возник в середине XX в. В СССР до 1980-х годов фактически была запрещена публикация книг по йоге и не разрешалась организация занятий по хатха-йоге. Легализация йоги явилась следствием общедемократических перемен в стране. С одной стороны, элементы хатха-йоги, часто искаженные или даже противоречащие учению йоги, проникли в разные виды альтернативной медицины, нетрадиционного питания и псевдоцелительства. С другой стороны, возникли протесты против йоги, особенно ее философско-религиозного направления. Например, А. А. Алифанов в книге «Очищение через пост» (1997) утверждает, что йога — это одна из «печальных картин загрязнения России под флагом "очищения"».

В настоящее время книги по теории и практике учения йоги активно издаются в России. Примером являются книги К. Брауна «Йога. Общее руководство» (2006), «Йога в кармане. Краткое руководство по самостоятельной практике» (2007), Д. Фроли «Йога от А до Я» (2007) и др.

Каково место питания в йоге? В макробиотике и аюрведе, которые включают в себя элементы йоги, питание (различные диеты) имеет ведущее значение. В йоге питанию отводится важная, но не ведущая роль. Правила питания распространяются на все ступени пути в йоге, являются необходимым фоном для овладения йогой, но не самостоятельными ступенями. Если только питаться, как рекомендует йога, или только воздерживаться от пищи, как делают йоги, или только очищать разными методами желудок и кишечник, как предлагает йога, — это все будет формальными и бесплодными элементами йоги — псевдойогой. Лишь совокупность всех составляющих (моральные и этические правила, физические и дыхательные упражнения, питание, гигиена тела и др.) соответствует понятию о хатха-йоге.