Продукты питания и диеты в йоге

...

Рекомендации по продуктовому набору как основе питания имеются в древних книгах по йоге и в многочисленных последующих руководствах, развивающих это учение.

В Индии при однозначном подходе к питанию йогов как молочно-растительному у одних специалистов по йоге на первый план выходят молоко, зерновые продукты и овощи, у других — плоды и овощи. Распространение йоги в странах Европы и Северной Америке внесло свой вклад в рекомендуемый перечень пищевых продуктов, в том числе за счет некоторого размывания границ между вегетарианской и невегетарианской (кроме мяса животных и птиц) пищей. С другой стороны, современные пропагандисты «модных» диет пытаются изменить традиционный продуктовый набор йогов. Например, некоторые авторы утверждают, что в питании практикующих хатха-йогу не должно быть молока и молочных продуктов, так как они вредны организму. Эти рекомендации противоречат как принципам питания в йоге, так и науке о питании.

С позиций йоги, для развития психофизиологических способностей человека наиболее подходят следующие продукты: фрукты, ягоды, овощи, их соки, зерна злаков, включая проросшее зерно, зерновые продукты, бобовые, орехи, молоко и молочные продукты, коровье масло, особенно топленое, растительные масла, мед. Таким образом, речь идет о широком наборе молочно-растительной пищи.

  • Свежие фрукты, ягоды и овощи, прежде всего в сыром виде, занимают почетное место в списке продуктов для питания йогов. Считается, что эти продукты даны человеку самой природой и являются естественной пищей, богатой жизненной энергией — праной. По мнению некоторых современных специалистов йоги, в ежедневном рационе обязательно должна быть по крайней мере одна тарелка салата из сырых овощей и по одному яблоку, апельсину и банану. Это не исключает замены указанных фруктов на другие с учетом сезона и места проживания. Йоги допускают в питании и высушенные на солнце фрукты и ягоды. Ассортимент овощей дополняется зеленой ботвой огородных растений. Широко применяются зеленый горошек и другие стручковые овощи. Большое значение, с точки зрения саттвического питания, придается тому, чтобы плоды и овощи не были деформированными и подгнившими. В питании используют и соки плодов, реже овощей, но свежеприготовленные, а не после хранения в течение нескольких часов и тем более — консервированные.
  • Во время обучения в школах йоги ученикам запрещается есть лук, чеснок и все овощи, которые созревают не под прямыми лучами солнца — свеклу, морковь, редис, картофель и др. В период приобщения к йоге ученикам категорически запрещается любая возбуждающая (раджастическая) пища, например чай и кофе. Кроме того, они должны приостановить свою сексуальную жизнь, стать брахмачаринами — холостяками. Это считается необходимым для преобразования сексуальной энергии в более возвышенную энергию, которая развивает психические и духовные силы йога. Разумеется, все это относится к тем, кто действительно хочет познать йогу, а не овладеть несколькими приемами хатха-йоги. После обучения разрешается употреблять в пищу как наземные, так и подземные овощи, но отношение к луку и чесноку остается отрицательным. Осторожное отношение к этим пряным овощам, как вообще к пряностям и приправам, обусловлено тем, что все они способствуют переходу саттвического питания в раджастическое, а при неумеренном употреблении — в тамастическое. Речь идет не о том, что пряности или приправы вообще нельзя употреблять, а о том, чтобы не злоупотреблять ими. Истинные йоги все-таки не используют в питании ни пряности, ни приправы. Вместо них для улучшения вкуса применяют соки плодов и овощей, в частности цитрусовых, иногда — кисломолочные напитки. Поваренную соль йоги употребляют очень умеренно, а в современных руководствах рекомендуется заменять обычную соль на морскую.
  • Зерна злаков йоги применяют в цельном виде (проросшие, сырые — после замачивания в воде, после варки), в виде круп с минимальной очисткой, например коричневого (нешлифованного) риса, а также муки грубого помола, т. е. содержащей основные части цельного зерна. В каши из вареных злаков (рис, пшеница, овес и др.) можно добавлять мед, сахар-сырец, коровье или нерафинированное растительное масло, молотый арахис, миндаль или другие орехи.
  • Индийские йоги применяют муку грубого помола для изготовления тонких лепешек из пресного теста или лепешек из кислого теста, закваской для которого служит тесто, оставленное от предыдущей готовки. В настоящее время многие йоги используют в питании обычный дрожжевой хлеб, но не из рафинированной белой муки. Из традиционных в Индии мучных изделий йоги не рекомендуют только жаренные в кипящем масле лепешки.
  • Составной частью диет для людей, практикующих йогу, могут служить бобовые. Индийские йоги используют множество местных разновидностей бобовых, но редко — сою. В странах западного мира в настоящее время у практикующих йогу стали популярными различные продукты и изделия из сои.
  • Йога рекомендует регулярное потребление сырых орехов — миндаля, фисташек, грецких, кешью и др. Полная горсть смеси разных орехов является достаточной ежедневной порцией. Считается, что сырые орехи способствуют увеличению выработки тепла в теле. Поэтому зимой орехи надо есть в большем количестве, чем летом.
  • Источником полноценного белка, легкоусвояемого кальция и других пищевых веществ в рационах йогов издревле служили молоко и кисломолочные напитки, реже — творог. Использовали пахту — продукт, получаемый при сбивании масла из сливок. Преобладание кисломолочных продуктов объясняется историко-географическими корнями йоги, так как в жарком климате Индии сохранить молоко в свежем виде затруднительно. По этой же причине йоги едят коровье масло главным образом в перетопленном киде (ги или гхи). Кисломолочные напитки разводят водой, иногда добавляя соль или сахар, употребляют с лепешками, зерновыми или бобовыми кашами. В рекомендациях для практикующих йогу допускается употребление сыра, но не острого или соленого.
  • Некоторые отечественные авторы настаивают на том, что йоги не едят сахар. Это не совсем верно. Йоги рекомендуют вместо рафинированного белого сахара темный (коричневый), содержащий патоку. В Индии они употребляют гур — сахар-сырец с большим количеством патоки, который иногда используется как приправа к рису или лепешкам. Гур считается полезным при заболеваниях желудочно-кишечно- го тракта. Допустимо употребление стеблей сахарного тростника, который просто жуют. Разбавленный сок тростника пьют как напиток, добавляют в молоко и блюда из риса и других злаков. Отметим, что Индия — родина сахара, само это слово происходит из древнеиндийского языка.
  • Мед остается характерным продуктом в питании йогов. Если мед густой, то рекомендуется смешивать его с растительным маслом, молотым миндалем, вареными зернами пшеницы, творогом. Мед растворяют в воде, чае или молоке и пахте. Однако йоги предостерегают от злоупотребления медом: содержание его в диете не должно превышать 2 — 3 столовых ложек в день (30 — 50 г). Не рекомендуется добавлять мед в блюда и изделия, которые подвергаются тепловой обработке, что соответствует советам аюрведы.
  • Вода, соки плодов и овощей, молоко, пахта — главные напитки в рационе йогов. Чай и кофе используются, но ограниченно, некрепкие и желательно с молоком. Безусловно исключаются алкогольные напитки.
  • Мясо животных и птиц йога отвергает, так как их потребление противоречит принципу ахимсы — ненасилию, устранению звериных инстинктов. Кроме того, йоги считают что «астральная вибрация» убитого животного или птицы воздействуют на астральное тело едока, что снижает прану организма. Наиболее вредными для астрального тела человека считаются устрицы, мидии, гребешки, кальмары, раки, а наименее вредными из живых существ — рыбы. Возможно, поэтому в диетах йогов-невегетарианцев некоторые специалисты по йоге допускают свежую рыбу после отваривания, но не соленую, копченую, в виде консервов или жареную.

Невегетарианцам, которые хотят обучаться хатха-йоге, но не могут сразу отказаться от мяса, рыбы и яиц, рекомендуется постепенный переход на молочно-растительное питание. Сначала надо постараться употреблять эти продукты только 3 — 4 раза в неделю. Потом ограничить еду мясной пищи двумя днями в неделю и отказаться от мяса животных, заменив его куриным мясом и свежей рыбой. Одновременно нужно уменьшать потребление яиц за счет все большего введения в рацион зерновых и бобовых продуктов, орехов, сырых фруктов и овощей, творога. Следует пить больше молока и кисломолочных напитков. Все это надо выполнять на фоне ежедневных физических (асаны) и дыхательных (пранаяма) упражнений. Йоги утверждают, что многие люди, которые длительно занимаются асанами (регулярно и не менее часа в день), начинают испытывать отвращение к мясу, табаку и алкоголю, позже к рыбе и таким образом без усилий над собой переходят на питание йогов. Этот период обычно длится несколько месяцев.

Приведем совет йога Свами Вайрачьянанда невегетарианцам, решившим приступить к хатха-йоге: тот, кто вместо постепенного и осторожного перехода (в течение года и более) на питание йогов, насильно заставит себя сразу же отказаться от мясной пищи, расстроит свое здоровье и станет жертвой постоянных искушений в пользу прежнего питания. Вместо легкости и свободы от правильно подобранной растительной и молочной пищи этот человек будет мучиться от воображаемого голода.

Специалисты по йоге обращают внимание на две вредные крайности при переходе людей западного мира на питание йогов:

  • только растительная пища с исключением всех продуктов животного происхождения — молока, молочных продуктов, масла, меда;
  • замена мяса избыточным потреблением зерновых продуктов, орехов, меда.

Лучшей пищей в йоге считается та, которая состоит из не обработанных огнем продуктов: сырых плодов и овощей, проросшего зерна, молочных продуктов, меда и др. Но йоги не настаивают на полном молочно-растительном сыроедении. По разным данным, сырые продукты должны составлять от 50 — 60 до 70 — 80 % объема пищевого рациона йогов.

Предложены степени полезности пищи в зависимости от способов тепловой обработки продуктов. Оптимальной считается варка на пару, далее — в воде. Пригодны и томленые (медленное, длительное тушение) блюда, по типу тех, которые в прошлом томились в глиняных горшках в русских печах. Менее желательно обычное тушение и совсем не рекомендуется жарение.

С позиций йоги, продукты, лишенные своих естественных свойств после интенсивной и жесткой промышленной переработки, становятся «обезжизненными». К таким продуктам, которые не должны использоваться в питании йогов, относятся мука тонкого помола и полученные из нее продукты — хлеб, печенье, макароны, лапша и др., крупы, полностью лишенные зерновых оболочек, — шлифованный рис, манная крупа и др., рафинированный (белый сахар), кондитерские изделия, сладкие напитки (кока-кола и др.), рафинированные растительные масла, маргарины, баночные консервы, концентраты, продукты соленые, маринованные, копченые или подвергнутые высокотемпературной обработке (стерилизация), продукты, содержащие пищевые добавки — красители, ароматизаторы, консерванты и др.

В современных руководствах по йоге перечисленные и подобные им продукты относятся к пище, лишенной праны, «мертвой», тамастической. Обратим внимание на слово «современные», так как этот перечень продуктов не исходит из древней, классической йоги, во времена которой указанных продуктов просто не было.

Однако рекомендуемые в питании йогов продукты и приготовленные из них блюда тоже могут в той или иной степени потерять свою природную жизненную силу (прану) при неправильной кулинарной обработке, хранении (следует избегать даже «переночевавших» блюд), повторном разогревании. Следовательно, саттвическое питание обеспечивает сырая или подвергнутая небольшому тепловому воздействию свежая пища.

В основе меню диет йогов лежат рекомендуемые наборы продуктов и методы их кулинарной обработки. В связи с наличием разных школ йоги не только в самой Индии, но и в других странах образцы меню диет в руководствах по йоге весьма различны.

Примером являются представленные ниже диеты из книг трех авторов. В совокупности эти меню дают представление о вариантах подходов к питанию практикующих хатха-йогу.

Меню диет йоги

Меню диеты из книги Индры Деви «Йога для всех» (1992)

После пробуждения: стакан воды с соком лимона.

Завтрак: чашка соевого молока или «кофе» из зерна злаков, изюм, миндаль, апельсин (съедается с белой подкоркой) или другие фрукты.

Обед: салат из зеленых овощей с заправкой (сок лимона, растительное масло, соль), вареные овощи или коричневый рис (нешлифованный) с соевым соусом или печеный картофель с растительным или коровьим маслом, соевая простокваша.

Ужин: свежие томаты с сыром или вареным яичным желтком или йогурт из коровьего молока с медом и проросшим зерном (вместо зерна можно есть хлеб из муки грубого помола), фрукты, «кофе» из зерна злаков с медом.

Между приемами пищи: вода, соки фруктов и овощей, свежие фрукты.

Предлагаемая диета состоит главным образом из фруктов, овощей, их соков, продуктов из зерна и сои. Молочные продукты, мед, яйца, масло служат лишь дополнением к основному питанию. В целом меню рациона характерно для лактоововегетарианства.

Меню двухдневной диеты


(Из книги В. Ивтинова "Йога", 1986 год)

Первый день

Завтрак: зерна пшеницы в вареном или сыром (после замачивания с вечера в воде) виде, мед, молоко.

Обед: рисовый или картофельный суп с тертой морковью, сельдереем и растительным маслом, вареный картофель с брынзой, свежие фрукты.

Ужин: кисломолочный напиток (простокваша, йогурт и др.), пшеничный или ржаной хлеб.

Второй день

Завтрак: фрукты по сезону (сушеные фрукты замачивают в воде с вечера), хлеб из муки грубого помола, брынза, чай или теплое молоко (молоко через 15 минут после еды фруктов).

Обед: салат из сырых овощей, суп из томатов или шпината с рисом, голубцы из капусты или виноградного листа с рисом, хлеб из муки грубого помола.

Ужин: творог или простокваша, поджаренный хлеб. Организатор школы йоги в Болгарии В. Евтимов подчеркивал, что предлагаемые диеты являются лишь примерной схемой, по которой можно регулировать питание людей, занимающихся йогой. Диеты состоят из овощей, фруктов, зерновых и молочных продуктов, т. е. являются лактове- гетарианскими. В отличие от диеты Индры Деви (см. выше) здесь гораздо шире представлены молочные продукты (молоко, простокваша, брынза, творог), что характерно для традиций болгарского питания.

Меню диеты Пфулгенда Синха

Завтрак: фруктовый сок, апельсин, яблоко или другие свежие фрукты, салат из зеленых овощей с пшеничным хлебом, проросшие зерна злаков, молоко или какао с молоком. Обед: салат из разных сырых овощей с соком лимона или салатной приправой, овощной суп, пресный пшеничный хлеб, зеленый горошек или другие стручковые овощи, листья огородных растений, зеленые овощи.

Для невегетарианцев - рыба.

Ужин: любые свежие фрукты, блюдо из бобовых или молочный хлебный пудинг, несладкое печенье, некрепкий чай или какао с молоком.

Диета рекомендуется практически здоровым людям и состоит главным образом из фруктов и овощей, в меньшей степени - из зерновых и бобовых. Молоко является дополнением к основному питанию, но в целом меню диеты характеризует лактовегетарианство. Особенность диеты, отличающая ее от предыдущих, - допустимость рыбы для занимающихся йогой невегетарианцев. Возможно, это связано с тем, что Пфулгенда Синха являлся директором - основателем Институтов йоги как в Патне (Индия), так и в Вашингтоне (США).