Диеты йогов при различных заболеваниях

В книге Пфулгенды Синхи «Иоговское лечение распространенных болезней» даны основы терапевтической йоги как системы самолечения. Согласно представлениям йоги, недомогание и болезни являются следствием неправильного образа жизни, вредных привычек, нарушений питания. Так как причинами болезней являются ошибки человека, то лечение состоит в исправлении этих ошибок им самим. Специалист по йоге указывает только пути выздоровления и является лишь советником для пациента.

Йоговская система лечения включает четыре направления:

  • правильное поведение с отказом от вредных привычек;
  • правильное питание;
  • практические занятия хатха-йогой;
  • формирование правильных представлений о жизни.

В этой системе лекарства не нужны, так как сам больной своим личным пониманием, упражнениями, поведением и питанием лечит свою болезнь. Правда, и сам Пфулгенда Синха признает, что есть болезни, при которых только традиционная медицина может помочь больному.

Обратим внимание на то, что в терапевтической йоге иитание выступает как самостоятельный компонент комплексного лечения, а при овладении самой йогой, в частности хатха-йогой, соответствующее питание является только обязательным фоном.

В терапевтической йоге диеты почти для всех больных должны включать фрукты, ягоды, овощи (стручковые — выборочно), салаты из сырых овощей, листья огородной зелени, проросшие зерна злаков или бобовых, фруктовые соки, орехи, дрожжевой или бездрожжевой пшеничный хлеб из муки грубого помола, крупы из дробленого зерна риса, пшеницы, овса и других злаков. В диеты входят также молоко, сыр, топленое масло, яйца. Для больных невегетарианцев допускаются в некоторых случаях свежая рыба и печень, но мясо животных и птиц исключается. Пища должна готовиться по правилам саттвического питания.

С одной стороны, лечебные диеты йоги являются преимущественно лактовегетарианскими с уклоном на потребление сырых плодов и овощей. С другой стороны, допускается лактоововегетарианство и даже переход на невегетарианское питание за счет рыбы и печени. Все это указывает на гибкий подход к питанию больных.

В терапевтической йоге предусмотрено четырехразовое питание, причем в каждом конкретном случае меню диет больного составляется индивидуально. Одновременно указано, что частота приемов пищи зависит от привычек больного. Однако все больные должны соблюдать следующие правила: есть медленно, тщательно пережевывая пищу, съедать только 85 % от желаемого количества пищи, принимать пищу последний раз не менее чем за 2 ч до сна, при обильном водопотреблении (10 стаканов и более в день) избегать питья воды во время еды, не употреблять горячую, острую и жареную пищу, отказаться от алкогольных напитков.

На фоне соответствующего питания больному подбирают практический курс йоги с учетом болезни и общего состояния здоровья. Курс включает такие виды хатха-йоги, как асаны и пранаямы, а также массаж, купание и др.

Больным с нездоровыми привычками, неправильными представлениями о жизни необходимо овладение первыми ступенями йоги — яма и нияма. С такими больными проводится своеобразная психотерапия. При некоторых психических расстройствах используют и другие виды (ступени) йоги, выходящие за рамки хатха-йоги, а именно: дхарану (концентрацию мысли) и дхьяну (медитацию).

Пфулгенда Синха не включает в терапевтическую йогу голодание, очистку желудка водой с последующей рвотой, очистительные клизмы и ряд других процедур, характерных для практики йогов. Это объясняется тем, что йоготерапия — это специализированный раздел йоговской культуры. Кроме того, различные школы йоги в Индии и других странах развивают свои собственные системы лечения, основываясь на накопленном опыте. Отсюда возникают разные варианты методов терапевтической йоги. Например: однодневное воздержание от пищи (1 раз в неделю) назначают больным в некоторых йоговских лечебницах, а С. Шивананда в своей книге «Йоготерапия, или Излечение болезней йоговскими методами» рекомендует трехдневное голодание (с обильным питьем горячей воды и очищением кишечника) даже при простудных заболеваниях и гриппе.

Ниже представлены рекомендации терапевтической йоги по питанию и меню диет при некоторых заболеваниях, а так же наши комментарии.

Нарушения пищеварения

В группу с этим названием включены не конкретные заболевания, а типичные проявления расстройств функции органов пищеварения — изжога, боль в животе, понос, запор, вздутие живота, несварение пищи и др.

Рекомендуются общие правила питания терапевтической йоги, но особое внимание Обращено на исключение из пищи пряностей, специй и острых приправ, горячей, жареной и острой пищи. Следует выпивать в день 10—12 стаканов воды, но не газированной. Невегетарианцам разрешается употребление блюд из рыбы и печени.

Завтрак (7—8 ч): 1) чашка апельсинового или другого фруктового сока или сладкий апельсин; 2) яблоко или другие свежие фрукты, кроме манго; 3) четверть чашки проросшего зерна; 4) пшеничный хлеб или лепешка с любыми свежими овощами, или овсяная каша, или кукурузные хлопья с молоком и сахаром; 5) ломтик сыра; 6) яйцо — вареное или яичница; 7) чашка чая, кофе или какао с молоком.

2-й завтрак (12—14 ч): 1) чашка салата из огурцов, томатов, моркови и других сырых овощей с солью, соком лимона или салатной приправой; 2) чашка овощного супа; 3) от- нарной рис или пшеничный хлеб; 4) стручковые овощи, листья огородных растений и любые другие свежие овощи.

Полдник (15—17 ч): 1) свежие фрукты, 2) крекеры, галеты или другое несладкое печенье; 3) ломтик сыра; 4) чашка чая, кофе или какао с молоком.

Обед (19—21 ч): 1) чашка салата из сырых овощей; 2) чашка овощного супа; 3) пшеничный хлеб; 4) стручковые овощи, листья огородных растений и любые другие свежие овощи; 5) по желанию — рыба или печень.

Современная диетология подчеркивает желательность включения сырых фруктов и овощей в питание при заболеваниях органов пищеварения, но с учетом вида заболевания и стадии (фазы) его течения, а также переносимости больными этих продуктов. Предлагаемое терапевтической йогой потребление большого количества сырых овощей и фруктов целесообразно при одних заболеваниях органов пищеварения и противопоказано при других. Согласно терапевтической йоге, ее методы позволяют излечить язву при язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки примерно за 4 месяца. Комплекс общепринятых в современной медицине методов лечения (лекарства, диета и др.) позволяют добиться рубцевания язвы при язвенной болезни за 3 — 4 недели и предупредить обострение этой болезни.

Сахарный диабет

Кроме общих правил питания терапевтической йоги рекомендуется избегать жирной, острой, а также богатой крахмалом и другими углеводами пищи. Исключают из рациона рис, картофель, апельсины, грейпфруты, манго, другие фрукты и овощи, содержащие большое количество углеводов. Можно съедать ежедневно яблоко. Следует включать в рацион проросшее зерно.

Завтрак (7—8 ч): 1) яблоко или стакан томатного сока; 2) четверть чашки проросшего зерна; 3) сырые или вареные овощи с 2 — 3 кусками хлеба или кукурузные хлопья с молоком; 4) вареное яйцо; 5) чашка чая или кофе без сахара.

2-й завтрак (12—14 ч): 1) чашка салата из сырых овощей (огурцы, томаты, редис, салат листовой и др.) с солью, соком лимона или салатной приправой; 2) суп овощной и пшеничный хлеб; 3) стручковые овощи, листья огородных растений и другие свежие овощи; 4) для невегетарианцев — рыба или печень.

Полдник (15—17 ч): 1) половина яблока; 2) крекеры - сухое несладкое печенье; 3) сыр — 2 — 3 ломтика; 4) блюдо из зеленого горошка или других стручковых овощей; 5) чаи или кофе без сахара.

Обед (19—21 ч): — то же, что и на 2-й завтрак.

С позиции современной диабетологии и диетологии рекомендации терапевтической йоги по питанию и меню диеты приемлемы для многих больных с сахарным диабетом 2-го типа, особенно в сочетании с ожирением. Однако эти рекомендации не соответствуют требованиям современной диетологии к питанию больных с сахарным диабетом 1-го типа, то есть получающих инъекции инсулина.

Ожирение

Кроме общих правил терапевтической йоги по питанию рекомендуется полное исключение из рациона сладостей, жирной и жареной пищи, специй и приправ. Надо выпивать 12—15 стаканов сырой воды в день, особенно тщательно пережевывать пищу и избегать еды в интервалах между основными приемами пищи. Голодание не рекомендуется. Подчеркивается необходимость длительного (многомесячного) и постепенного снижения массы тела (в среднем по 2 — 3 кг в месяц), чтобы больной мог вести обычную жизнь без ухудшения самочувствия и потери сил, чтобы у него не возникла дряблость кожи и мышц.

Завтрак (7—8 ч): 1) чашка любого фруктового сока; 2) свежие фрукты — 1 яблоко, 1 банан или 2 персика; 3) четверть чашки проросшего зерна злаков или гороха; 4) два кусочка пшеничного хлеба из муки грубого помола или каша овсяная либо из толченого зерна пшеницы с молоком; 5) вареное яйцо; 6) чай или кофе, если необходимо.

2-й завтрак (12—14 ч): 1) салат из сырых огурцов, томатов, моркови и других овощей с соком лимона или салатной заправкой; 2) чашка любого супа; 3) отварной рис или шпеничный хлеб из муки грубого помола, или пшеничная лепешка из пресного теста; 4) листья огородных овощей, свежие стручковые и другие овощи.

Полдник (15—17 ч): 1) свежие фрукты, например 1 — 2, яблока; 2) сухое несладкое печенье (2 — 3 штуки), или чашки вареного зеленого горошка, или четверть чашки смеси орехов — грецких, миндаля, фисташек, кешью; 4) чай или кофе, если необходимо.

Обед (19—21 ч): то же, что и на 2-й завтрак.

Дополнение: невегетарианцы могут съесть при желании рыбу, но не мясо животных и птиц.

Заметим, что рекомендации терапевтической йоги по питанию при ожирении близки положениям современной диетологии за исключением сверхвысокого количества питьевой воды (до 15 стаканов в день).

* * *

В заключение этой главы можно сказать, что рекомендуемое для практикующих хатха-йогу здоровых людей питание является лактовегетарианским с уклоном в сыроедение за счет сырых плодов и овощей, а также зерновых и молочных продуктов. С позиций науки о питании, молочно-растительные диеты при наличии в них широкого продуктового набора способны удовлетворить потребность организма во всех или почти во всех (в зависимости от потребностей конкретного человека) пищевых веществах, включая незаменимые, т. е. не образующиеся в организме человека. Следует считать правильным допускаемый в некоторых терапевтических школах йоги отход от вегетарианской направленности питания за счет включения в диеты больных рыбы и печени.

Правила питания йогов достаточно просты, и их соблюдение не должно вызывать больших затруднений у занимающихся хатха-йогой вегетарианцев и невегетарианцев. Трудности заключаются только в выработке привычки питаться согласно рекомендациям йоги. Главное — выполнение нескольких обязательных условий:

  • не переедать и не голодать (обе крайности йоги отвергают как не соответствующие природе человека);
  • употреблять свежую, натуральную пищу, которая не хранилась длительно, не подвергалась интенсивной тепловой кулинарной обработке или жесткой промышленной переработке;
  • тщательно пережевывать пищу;
  • больше пить воды;
  • раз в неделю или реже — воздерживаться от пищи И т. д.

Правила питания йоги не являются незыблемыми. В жизни далеко не всегда под рукой имеются свежие продукты, например сырые фрукты и ягоды. В этих случаях рекомендуется есть то, что имеется в наличии, соблюдая доступные условия питания. А потом нужно постараться вернуться к так называемым естественным продуктам и пище, приготовленной по правилам саттвического питания.

Все сказанное выгодно отличает принципы построения диет в хатха-йоге от таковых во многих других диетах, которые рассмотрены в данной книге. Однако это не означает, что все рекомендации йоги, прямо или косвенно связанные с питанием, следует безоговорочно принимать. В частности это относится к сверхобильному питью сырой воды или методам очищения желудка и кишечника и голоданию даже один раз в неделю и т.д.

Вне зависимости от общей оценки питания в йоге надо учитывать следующее положение. Человек может питаться свежей молочно-растительной пищей, многократно ее пережевывать, пить по 2,5 — 3 л сырой воды в день и тому подобное. Однако это не означает, что он питается как йог, если одновременно он не практикует весь комплекс хатха-йоги. Абсурдно отрывать питание от всего учения йоги, где питанию отведена только роль обязательного фона. Можно сказать, что отдельного «йоговского питания» не сущетвует вне всей системы йоги.

По словам философа и религиозного деятеля Индии Свами Вивекананды (1863—1902 гг.), «питание йогов должно быть саттвическим, но нельзя придавать пище исключительное значение в возможности приобретения человеком саттвы и тем самым обращать учение йоги в кухню. Тот, кто не может достигнуть саттвы психическими и духовными усилиями, никогда не приобретет ее одним саттвическим питанием».