...

Классицизм

стиль классицизма

Классицизм от латинского "classicus", что означает "образцовый". Длилась эта эпоха от XVII века до начала XIX века. Классицизм своими корнями уходит в античность, но актуальным остается до сих пор. Классицизм появился в то же время что и стиль Барокко - они сосуществовали вместе. Это два просто необъятных стиля.

Центром Классицизма является Франция.

Классицизм - это принципы классической архитектуры и возвращение к античной классике. Это более "мужественная" архитектура и более правильная. Классицизм - это как бы подражание античным образцам. Это проверено не то что временем, а это проверено тысячелетиями. Это стиль, в котором четко соблюдается симметрия. В нем нет ничего лишнего, и в котором используются хорошие и дорогие материалы. Этот стиль не подвержен быстротечной моде. Его гармония и сдержанность, симметрия и простота привлекает в наши дни, как и в эпоху расцвета стиля. В этом стиле строили и оформляли дворцы.

История архитектурного и интерьерного стиля

В эпоху Классицизма впервые появляется мансарда. Ее изобрел французский архитектор Франсуа Мансар. Мансарда это не просто чердак, а на нем можно было спокойно жить.

Интерьеры Классицизма по своему образу очень похожи на предыдущие интерьеры. Сохраняется тот же принцип отделки стен при помощи деревянных панелей, но только панели уже не имеют каких - то сложных овальных орнаментов. Они всегда прямоугольные, более строгим становится резной рельеф, который располагается на стенах. Уходят сложные мотивы, которые использовали в эпоху Рококо и начинают проникать живописные мотивы, взятые из стилистики Древнего Рима и Древней Греции. Также в отделке стен использовали мрамор.

Если говорить о мебели, которая свойственна стилю Классицизм то здесь часто бывает смешение понятий. Потому что, например стиль Ампир тоже классический. В Ампире как раз мебель достаточно тяжелая. Она показывает всю военную мощь империи Наполеона. В Классицизме мебель не такая тяжелая. Как правило, это мебель из дорогих пород дерева и часто встречаются сочетания цветов белого и золотого.

Для дворцовых интерьеров очень показательно использование дорогих тканей, которыми оббивались стены. Это были шелк и бархат. Как в разных странах были различные виды классицизма, так и в тканях были разные рисунки. Во Франции это были очень красивые цветочные орнаменты, которые пришли к ним из Персии и Индии. Чаще всего крупные цветы. В России это ткань в полоску (желтая, красная и зеленая).

Ткани в эпоху Классицизма были также важны для украшения интерьера, как и во времена античности. Греки использовали многослойные драпировки, где каждый слой был окрашен по-своему. Культура Греции придавала большое значение цвету. Свидетельство тому раскрашенные здания и скульптуры. Пурпурный цвет был цветом власти. В почете были малиновый, фиолетовый, зеленый. Цвета шафрана и золото.

Ткани древних греков украшали мифологические сюжеты и декоративные узоры. Классицизм заимствует у греков приемы оформления стен салонов, будуаров, спален с помощью текстиля.

В это время входят в моду бумажные обои, которые называли "бумажками".

Пол в то время был, как правило, паркетный с использованием техники "маркетри". Техника "маркетри" относится только к деревянным изделиям. Это, по сути, мозаика из шпона, т.е. маленьких древесных пластинок. Для того чтобы рисунок был отчетливо виден и смотрелся гармонично то делали "маркетри" из разных пород деревьев. Это очень кропотливая работа и требует большого терпения и конечно художественного вкуса.

Камин в эпоху Классицизма несколько изменился. Классицизм вернул камину после эпохи Барокко строгие пропорции и благородную четкость линий как во времена античности. Древние камины отличались скромностью и простотой.

Кровати с балдахинами продолжают свою историю еще с Готики. Кровать в стиле Классицизма обязательно должна быть с балдахином.

Меняется освещение зданий. Сохраняется хрустальный декор в люстрах и жеранделях (подсвечник, который имеет хрустальные подвески). Но сам хрустальный декор уже в корне меняется. Вместо крупных дубовых листьев (как например, в эпоху Барокко) появляются хорошо ограненные маленькие хрусталики, которые подвешиваются непосредственно к каркасу люстры в виде гирлянды. Если в предыдущие периоды (Барокко и Рококо) каркас люстры был почти не заметен из-за пышного декора, то в Классицизме он становится заметен. Люстра стала иметь читаемый силуэт. Роскошь хрустальных люстр в Классицизме мера отчасти вынужденная. Потому что яркости огромного количества свечей в светильниках и люстрах для того времени уже было маловато.

Российские люстры отличались от других сочетание хрусталя и цветного стекла. Детали светильников делали в Санкт - Петербурге или везли из Европы. Особенно ценился за чистоту английский хрусталь, который в Россию доставляли бочками.

Дорогие шторы с узорами из тяжелых тканей гармонировали с лепниной карнизов прямоугольной формы. Лепниной отделывали только карнизную часть.

Еще в Классицизме часто встречается купольный потолок, иногда с росписью.

Главные особенности классического интерьера

стиль классицизма

  1. Большие помещения и высокий потолок. Лепнина в карнизной части комнаты. Потолок может быть многоуровневым.
  2. Очень тяжелые шторы (портьеры). Поэтому и нужен высокий потолок, а по-другому смотреться не будет.
  3. Мебель из дерева дорогих пород. Цвет мебели: белый в сочетании с золотом.
  4. Пол паркетный или имитация под паркет. Техника «маркетри».
  5. Стены отделывали мрамором или тканями.
  6. Кровать с балдахином.
  7. Ткань: шелк и бархат.
  8. Посуда, как и в эпоху Барокко: фарфор. Только дизайн более сдержанный. Чаще всего белый фарфор с золотой каемкой.
  9. Камин, зеркало над камином и каминная полка – это обязательно.
  10. Вазы, цветы и мелкая скульптурная пластика.

Архитектура