РИМСКИЕ БАНИ

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «теплую комнату», которую римляне называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С — «калидриум» и «лакониум». После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

римские бани

Римские бани широко известны. Римляне строили их всюду, куда вступали как завоеватели. В Северной Африке, в Азии, в Восточной и Западной Европе по сей день сохранились римские водопроводы, мосты, дороги и, конечно же, бани, которые римляне называли термами. На Днепре и Дунае, на Темзе и Сене, на Ниле и Евфрате римские офицеры обязательно имели в составе лагерей походное подобие знаменитых терм.

Непременной принадлежностью римских городов были термы, в здании которых находились бассейн с проточной, ванны с теплой и горячей водой, раздевалки, парильни, комнаты для занятий гимнастикой, библиотеки. В бане не только мылись, но и вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества.

В отличие от греков, римляне не ограничились обливанием холодной водой. Они первыми ввели в обиход полноценную систему горячего водоснабжения. В самом Риме система водопровода питала огромнейшие бани, которые занимали более 11 га. К концу I века до н.э. здесь было построено 150 общественных бань.

В Древнем Риме баню ценили как средство от многих болезней, основываясь на учениях Гиппократа, Галена и Асклепиада. Выдающийся римский врач Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) за свою приверженность к баням был даже прозван «купальщиком». Он считал, что умеренная гимнастика, прогулки, диета, массаж, чистота тела и регулярное потение в бане совершенно необходимы для излечения многих болезней. Асклепиад писал: «Главное - отвлечь больного, избавить от хандры, восстановить здоровое мышление и бодрость духа».

Именно с такой задачей баня справлялась лучше всех прочих лекарств. Римляне на заре своей истории принимали ванны в основном для здоровья и чистоты, а не для развлечения. По свидетельству Сенеки - римского философа-стоика, они мыли руки и лицо ежедневно, а ванну принимали раз в неделю.

Точно неизвестно, когда римляне пристрастились к горячим ваннам и баням. Сенека упоминает, что Сципион - консул в 205 году до н.э. - принимал теплую ванну на своей вилле в Литернуме. Это было достаточно непритязательное купание, без всяких излишеств и малейших признаков роскоши. Ванные комнаты этого периода - маленькие и темные помещения, а температура воды для купания обычно равнялась температуре ладони. Вскоре возникла традиция нагревать помещение, где принимают ванну, при этом печь устанавливалась прямо под сосудом. Так возникли паровые бани. Предполагается, что этот способ изобрел Сергиус Ората, римский оратор, а первыми ввели в практику Валериус Максимус и Плиний. Произошло это в век перед Марсийскими войнами.

Во времена Цицерона использование бань - и общественных, и частных - стало широко распространенным явлением. В одной из его речей мы находим упоминание о том, что бани в Риме доступны всем по низкой цене. В ранние века римской истории просматривалась гораздо большая, чем у древних греков, целомудренность банного ритуала. Ограничения существовали даже на совместное купание мужчин. Так, например, согласно Валериусу Максимусу, сын, достигший зрелости, уже не мог принимать ванны вместе с отцом, а зять - с тестем. Однако по мере роста благосостояния благородные манеры уходили в прошлое.

Когда термы распространились всюду, там могли париться совместно мужчины и женщины. Однако по-прежнему в конструкциях римских терм сохранялись для мужчин и женщин отдельные помещения, которые сообщались между собой. Длительное расслабление в теплой атмосфере термы неизменно создавало определенный настрой. Посетители бани мылись, плавали в бассейнах, потели в клубах пара, наслаждались едой и напитками, музыкой и танцами. Римские бани быстро стали чем-то вроде публичных клубов, где граждане Рима проводили значительную часть своего свободного времени и где билось сердце общественной жизни. Здесь узнавались новости и сплетни, высказывались мнения и решались важные вопросы. «Баня, любовь и радость - до старости мы вместе» - такая надпись сохранилась на стене одной римской постройки, Термы были открыты только в течение дня и закрывались на ночь. Однако богатые римляне посещали их и по два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани отличались неописуемой роскошью: бассейны строились из драгоценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота. В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. В сооружении бань с их колоссальными внутренними помещениями, перекрытыми мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и грандиозными куполами, были использованы достижения древнеримской строительной техники. Главное здание термы обычно размещалось на озелененном дворе, окруженном постройками и подсобными помещениями.

Бани представляли собой комплекс симметрично расположенных комнат с различной температурой. Первая - аподитериум, или раздевалка. Вторая комната - холодная - фригидариум. Здесь почти весь пол занимал бассейн с холодной водой. Стены отделывались мрамором и мозаикой. От них 3-4 ступеньки вели к полу и бассейну. Вода всегда была свежей и чистой: почти во всех общественных банях имелась помпа для смены воды, производимой дважды в день. Третья комната - теплая, она называлась тепидариум. Здесь проходил подготовительный этап ра-зогрева. Четвертое помещение - горячее, оно называлось калидариум. Пятая комната - парная, «сердце» бани. Это судаториум, или лаконикум, где температура поднималась до 85 °С и где человек обильно потел. И, наконец, последнее помещение в этом ряду - лавариум, где обливались водой, принимали ванны, натирались ароматическими маслами и т.д.

Вначале судаториум обогревался с помощью печи-жаровни: на бронзовой решетке над раскаленными углями разогревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже, с I века до н.э., термы стали отапливаться с помощью проложенных под полом и в стенах кирпичных каналов для горячего воздуха, поступавшего от печей, которые находились снаружи и топились целый день. При бане обычно имелась палестра для спортивных упражнений. Римляне находились в бане обнаженными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха.

Все римские императоры считали своим долгом уделить внимание строительству бань. Это было великолепное средство завоевать расположение народа. Термы называли по имени их построившего императора. Самые большие в Римской империи бани Диолектиана, строительство которых окончилось в 306 году, могли вместить одновременно до 3 600 клиентов. Однако самыми красивыми и величественными считаются термы Каракаллы.

Площадь их главного здания 216x112 м. Эти бани были заложены при императоре Септимусе Северусе в 206 году н.э. и завершены при его сыне Каракалле в 216 году н.э, Они были в употреблении вплоть до VI века.

Нынешние руины Каракаллы, обустроенные для обзора и отдыха туристов, дают представление о размахе и роскоши империи. В банях Каракаллы последовательность комнат была сокращена до трех - фригидариум, тепидариум и калидариум. Фригидариум и тепидариум разделял огромный зал с высокими окнами (фонарями) - архитектурными прототипами сводчатых окон средневековых церквей. Долгое время в XX веке термы Каракаллы использовались для проведения оперных спектаклей на открытом воздухе.

Во времена Юлия Цезаря римляне не слишком приветствовали посещение терм женщинами. В этот период было запрещено совместное присутствие в банях лиц разного пола. Для женщин устанавливались часы посещения или даже строились отдельные бани. Позже правила стали меняться. Чем более могущественной становилась Римская империя и чем ближе она подходила к своей неминуемой гибели, тем большее внимание уделялось плотским радостям. В начале новой эры опять было разрешено совместное посещение бани. Однако в угоду морали были установлены некоторые правила. Первое из них - «не глазеть». Второе - вести себя так, как будто ты полностью одет. Упадок империи сопровождался все большим отказом от условностей. В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства.

Сенека, римский философ-стоик, несколько раз побывал в Геркулануме (городе, разрушенном вместе с Помпеей извержением Везувия в 74 году). Бани Геркуланума отличались особенной роскошью. Вне всякого сомнения, именно эти визиты вдохновили Сенеку на следующее высказывание: «Какими же нищими и ничтожными кажемся мы себе, если на наших стенах не сверкают огромные зеркала и если мрамор статуй не украшает мозаика нумидийского камня, а постаменты их не расписаны фресками, если потолки не увенчаны стеклянными сводами, если бассейны не отделаны тасийским мрамором и, наконец, если вода истекает не из серебряных трубок».

После падения Римской империи в 476 году в течение последующих двух веков бани римлян на территории всей Европы пришли в полный упадок. Большинство было разрушено полудикими и невежественными народами, лишь некоторые из них сохранились. Гораздо дольше просуществовали термы в восточной части бывшей Римской империи - Византии. Под влиянием многих культур и бытовых привычек, технологий и религиозных воззрений разных народов римская баня на Востоке преобразовалась в явление не менее самобытное и в культурном отношении едва ли не более значимое и примечательное - восточную баню, или хамам.