История окон

...

На раннем этапе развития цивилизации окон, как таковых, не было. Древние жилища всех регионов окон не имели. Вплоть до Средневековья проёмы в стенах представляли собой простые отверстия, которые прикрывались шкурами животных или тканью. Также для этих целей использовался бычий пузырь, плёнка, снятая с брюшины животного, которая пропускала свет внутрь жилища.

Первые окна в том виде, в котором мы их знаем, появились только в Римской Империи и считались роскошью. Окна вставлялись только в очень богатых домах.

В бедных же хижинах проемы в стенах завешивались шкурами животных или плотной тканью. Такая тенденция развивалась в период ранних цивилизациях вплоть до развития Римской Империи.

В Древнем Риме использовались окна без стёкол. При этом их форма оставалась прямоугольной, но внутри окна создавались специальные украшения, в том числе и из камня. Первые стеклянные окна появились в эпоху Римской империи, но позволить себе такую роскошь могли лишь очень состоятельные граждане.

В эпоху Византии окна имели узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы научились умело регулировать освещение в храмах и домах, располагая группы окон по периметру здания или в его куполе с целью создать ощущение легкости и воздушности (Собор Святой Софии в Константинополе).

Когда наступило Средневековье, жилища перестали отличаться архитектурными изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, нормандского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время диктовало свои условия, поэтому прочные замки феодалов представляли собой укрепленные цитадели с небольшими узкими окнами, которые в случае нападения могли выполнять функцию бойниц. Такие окна можно увидеть в историческом наследии — Белой Башне лондонского Тауэра, построенной в X веке.

Важно также отметить, что именно в романский период стали массово появляться первые остекленные окна, хотя технологию изготовления стекла знали уже задолго до этого древние венецианцы. К сожалению, тщательно оберегали свой секрет и производили из него только предметы быта. А так как тайну сохранить не удалось, прозрачное стекло взяло свое начало в I веке нашей эры и обрело продолжение лишь в веке X. И только в Египте долгое время продолжало существовать непрозрачное стекло, и было оно совсем несовершенно.

А вот попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались еще в V–VI веке. Так, в христианских базиликах, окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты. Рождение витража как такового можно датировать приблизительно VI–VII веком нашей эры, когда для создания особой, эмоциональной атмосферы католическая церковь стала использовать краски для стекла. Доказательством этого служит тот факт, что в 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента с изображением Иисуса Христа. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается витраж одного из окон Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. А в Англии, в монастыре Святого Павла, находится витраж, датируемый 686 годом нашей эры, и представляет большую историческую ценность.

В целом отношения к окнам в разных странах было практически одинаковое. Но когда в них стали вставлять стекла, их роль только начала усиливаться. Конечно, сначала такую роскошь могли позволить себе лишь богатые, но со временем были доступны и простому народу. А особое место они, конечно же, занимали в церквях — огромные витражи становились не просто величественным украшением, а своего рода являлись окном к богу. Вот так, с распространением христианства по миру, происходило постепенное подчинение архитектуры религии. Это было трудное время, в котором полностью отвергалось человеческое начало, а с ним, естественно, и творческая мысль. Вследствие чего на смену романскому стилю пришла готика, с модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремились ввысь, к богу. И ярче всего это было выражено в окнах.

Стрельчатые арочные проемы располагались высоко от земли, и украшались элементами росписи, иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета. Яркий пример готического стиля — Собор Парижской Богоматери в Париже.

Пришедший на смену готике ренессанс утвердил свободу от религиозных догм и провозгласил ценность человеческой личности. XV век возвратил интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна этого периода потеряли свой возвышенный облик и приобрели прямоугольную форму, а стекла в них стали прозрачными. Тогда же, в Италии, впервые появились окна, разделенные на четыре части переплетом в форме креста. Принято считать, что именно итальянцы дали эстафету современному окну, так как оконный переплет в ранней архитектуре был либо в виде узоров, изготовленных из дерева, или же вовсе отсутствовал.

В XVI веке ренессанс сменил «причудливый» стиль барокко, тяготеющий к использованию изысканных декоративных форм. Барокко отличала динамичность, разнообразие, экспрессия и тяготение к пышности. В архитектуре этого периода композиционной доминантой стала кривая линия, и окна зданий стали приобретать геометрическую форму: круга, эллипса и т.д. Для барокко были типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины. Тогда же архитекторы воплотили в жизнь конструкцию распашных окон и начали применять двойное остекление. Вследствие чего в XVII веке появилась новая технология изготовления плоских стекол, благодаря которой во Франции стали делать окна большого размера. Они начинались от самого пола и стали известны во всем мире как «французские», со временем превратившись в двери.

На смену барокко пришли классические формы с их ясностью и лаконичностью. Их отличала простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдалась симметричность и правильность форм, и окна начали приобретать современный вид. У них появилась классическая, прямоугольная форма и две пары переплетов. С этого времени берут свое начало окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким верхними створками.

С середины XIX и до начала XX века господствует ответвленный стиль модерна — Ар-нуво, провозгласивший отказ от прямых углов и линий в пользу плавных изогнутых форм. Архитектура этого стиля гармонично сочетала функциональность и эстетичность. Все элементы здания создавались в едином стилевом решении, а при строительстве широко использовались новые технологии и материалы. Яркий представитель того периода — испанский архитектор Антонио Гауди. Он смело экспериментировал с обликом зданий и формой окон, которые кажутся скорее делом рук природы, нежели человека (дом Костей, парк Гуэль). Что касается новых технологий и материалов для окон, то стоит заметить, что в 1835 году французский инженер и химик Анри Виктор Реньо получил поливинилхлорид в лабораторных условиях. Но это открытие было запатентовано только в начале XX века немецким ученым Фрицем Клатте. И лишь в 30-е годы ХХ столетия в Германии впервые началось производство ПВХ в крупных масштабах.

С 1910 года возникает новое направление в архитектуре — функционализм. Это проявляется в устройстве несимметричных окон с большой или маленькой створкой в обычных, без особых архитектурных изысков, домах. Но и этот период в истории не обошел окна стороной — появляется так называемое «ленточное остекление», когда в ряд выстраивали окна вдоль всего фасада, тем самым открывая возможность в полной мере освещать дневным светом помещения. А чуть позже «ленточные окна» нашли свое применение в роскошном стиле ар-деко, существовавшем в 20–50-х годах XX века. Его отличали характерные черты — этнические, геометрические узоры, шик и современные материалы. В этом стиле построены лекционные залы Мюзик-холла.

В конце XX века появляется новое направление в архитектуре — постмодернизм. Яркий пример здания, построенного в подобном стиле, — Дом Оперы в Сиднее. Характерной особенностью этого стиля стало объединение приемов, мотивов и течений из разных эпох для создания творческого пространства. Это направление стало в определенной степени отказом от функционализма и провозглашением ведущей роли эстетики.

На сегодняшний день окна создают из разного материала, часто удивляя совершенной функциональностью и практичностью, а стекла в них порой превосходят самые смелые ожидания, поражая своей красотой и гармоничностью. И, скорей всего, благодаря окнам, в данное время наибольшую актуальность приобрел стиль неомодернизм. Здания такого стиля можно легко выделить по обилию стекла, пластика и остеклению большой площади.

На Руси окна появились только в 11-13 веках. А в 14 веке стали доступны волоковые (от названия дощечки, которыми задвигались окна-волоки) и красные (косящатые) окна.

В 14-18 веках окна русских крестьян располагались в боковой стороне и на фасаде. Волоковые окна размещались следующим образом: одно в середине стены, а два других по бокам, но все окна на одном уровне. Одно боковое окно было расположено на стене, соединялось с фасадной стеной и образовало тем самым красным угол.

Порой в доме могло иметься и одно косящатое окно, прорубавшиеся в середине стены, а два волоковых тогда располагались по бокам. Три косящатых окна - это большая редкость, признак богатой, даже роскошной жизни. Косящатое окно функционировало еще и для освещения избы, через него пропускалось больше света. В избах с несколькими косящатами окнами волоковое окно, дававшее верхний свет, переставало быть необходимостью. Вскоре волоковое окно и вовсе исчезло, и вернулось чуть позже, уже как слуховое, чердачное окно. Когда в домах стали делать потолки.

Рамы красных (косящатых) окон окрашивали краской. Затем на раму натягивали паюсный мешок рыб, и тогда окно называли паясными. Иногда использовали бычий пузырь (а порой и слюду, тогда окна назывались «слюдяными»). Но остекление а привычном нам виде использовалось крайне редко. Красные окна были отворными, подъемнымы, волоковыми и задвижными. А когда стали вставлять стекла в оконную раму, то нередко использовалось цветное стекло.

Для того, чтобы защититься от холода, ветра и непогоды, использовались ставни или, как раньше они назывались, «вставни», которые обивались сукном, для прочности. В морозы или в холодные ночи окна внутри закрывались втулками (щитами по размерам окна). Щиты эти просто «втулялись» или вешались на пелти и закрывались.

От красящатых окон, и появились светлицы- горницы с красными окнами, пропускающими много света. Окна в светлице прорубались во всех стенах, а в простых горницах (в двух, максимум, в трех).

На Руси в XI — XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту. Также использовались слюдяные окна, составленные из обработанных кусочков слюды. Такие окна пропускали больше света, чем окна из мутного толстого стекла.

Большие оконные проемы в России начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу Царя, - Летний и Зимний дворцы, дворец князя А.Меньшикова. "Французский балкон" у нас не прижился из-за климата. Но уже в начале XIX века здания, построенные в стиле классицизма, современники раскритиковали и назвали их малопригодными для жилья. С начала ХХ века до его середины "советская Россия" застраивалась типовыми домами с вставляемыми в них такими же типовыми деревянными окошками. В результате, как у всего массового и дешевого, происходит потеря качества.

В 60-х годах XX столетия появились первые системы так называемых окон из поливинилхлорида, сокращенно ПВХ. Это материал, относящийся к группе термопластов. Чистый ПВХ на 43% состоит из этилена (продукта нефтехимии) и на 57% из связанного хлора, получаемого из поваренной соли. Для производства оконных профилей в порошкообразный ПВХ добавляют стабилизаторы, модификаторы, пигменты и вспомогательные добавки. Эти компоненты оказывают влияние на такие свойства оконных профилей, как светостойкость, устойчивость против атмосферных воздействий, цветовой оттенок, качество поверхности, свариваемость и т. д.