ТЕРУЭЛЬ
Теруэль — город в Испании
Флаг |
Герб |
Теруэль (испанский - Teruel, арагонский - Terguel) — город расположен в автономном сообществе Арагон (на юге Арагона) и является столицей одноимённой провинции. Имеет большую туристическую ценность благодаря многочисленным памятникам архитектуры, относящимся к средневековому архитектурному стилю «мудехар» (особый испано-христианский стиль архитектуры, основанный на элементах мавританского зодчества). Памятники архитектуры находятся в списке ЮНЕСКО.
Население города, по информации на 2009 год, составляет более 35 тысяч человек.
История города
По свидетельствам историков первыми поселенцами на территории нынешнего Теруэля являлось одно из иберийских племен, названное Турболета. Существует несколько возможных переводов этого названия - “маленький источник”, “место небольшого родника” (вероятный перевод с иберийского) или «маленькая Турия» (от латинского Turiolis, где Turi – название реки). После завоевания арабами, поселение со временем получило облик и статус укрепленного «форпоста», именно в таком качестве оно упоминается в арабских хрониках за Х век. Помимо арабов, на заселенной территории, прилегавшей к крепости Теруэль, проживала достаточно крупная еврейская община.
В 1171 году, во время освободительного движения христианского мира, войска Альфонсо II отвоевали у арабов и Теруэль. С моментом освобождения города связана одна красивая легенда, также связанная с названием города. По легенде, когда войска христиан вторглись в город, первым, что предстало их взорам – был бык, необычайно крупных размеров, над которым сияла прекрасная звезда. Христиане восприняли это обстоятельство как знак и, в благодарность Вышним Силам за помощь и поддержку, назвали город – Торуэль - совместив в названии слово «торо» (по испански – бык) и название звезды «Актуэль». Кстати говоря, современный герб города как раз состоит из изображения быка и восьмиконечной звезды.
Многие годы после освобождения, на территории Теруэля одновременно проживали три крупных общины – европейцы-христиане, мусульмане-арабы и евреи. Именно к этому времени относится ряд памятников архитектуры, исполненных в стиле «мудехар», основанном на смешении европейской готики и арабского узорчатого стиля. Еврейская община Теруэля, в свою очередь, занималась традиционными для своей культуры, занятиями – торговлей и изготовлением шелковых тканей, также выделяя в королевскую казну налог в размере 300 суэльдо.
В 1347 году Тэруэль получил статус города от короля Арагона Педро IV, в качестве благодарности за помощь деятелям Реконкисты. Впрочем, это вовсе не единственная военная заслуга жителей древнего Теруэля, активное участие они принимали в так называемых войнах «двух Педро» (между Педро IV Арагонским и Педро I Жестоким). А в 1391 году, как и во многих других городах Испании, в Теруэле остро встал «еврейский вопрос», окончившийся кровавыми сценами, изгнанием большей части евреев из города. Оставшаяся немногочисленная часть еврейского населения вынуждена была принять христианство.
Отличился Теруэль и в освободительных войнах с французскими завоевателями. В начале XIX века, в момент борьбы Испании с Наполеоном, в 1808 году город был завоеван французами (войскам предводительствовал маршал Сюше). Последствия этого непростого времени (войска хозяйничали в городе до 1813 года) неизбежно отразились на облике города: были разрушены некоторые светские здания и монастыри, а на месте взорванных французами зданий остались две обширных площади – Овало и Семинарио.
Совершенно другими событиями была ознаменована для Теруэля вторая половина XIX века: город начал благоустраиваться. Фонтан Торико, ныне являющийся одним из символов города, был построен в 1858 году, следом за ним постепенно были восстановлены здания городской администрации, а уже в 1901 году, в Теруэле появилась своя железная дорога.
Однако, по-настоящему активно, городское население проявило себя во время гражданской войны 1936-1939 годов. В эти годы, молодая демократическая Испании стояла на перепутье: одна из дорог вела республиканскими путями к свободе, вторая, под предводительством франкистов-мятежников, призывала к установлению правоконсервативной диктатуры. Теруэль оказался во власти мятежников. В 1937 году (15 декабря) республиканцы организовали наступательную компанию на осажденных франкистов. Штурм продлился до 8 января 1938 года и закончился победой войск республиканцев. Однако торжество было непродолжительным. Уже через 9 дней (17 января) мятежники предприняли ответный штурм, город пережил авиационную бомбежку. А уже 22 февраля франкисты окончательно укрепили свою победу. Итогом войны, для Теруэля, стали140 тысяч погибших и руины некогда прекрасного города.
В настоящее время город находится в стадии активного развития. Во многом, своим восстановлением Теруэль обязан группе городских активистов из движения “Teruel existe” («Теруэль существует»), с 1990 года прилагающим немало усилий для привлечения центрального правительства Испании к решению ряда актуальных для провинции вопросов. Среди их основных достижений: строительство скоростного шоссе «Сарагона-Сагунто», проходящего через территорию Теруэля. В планах – организация железнодорожного сообщения между Теруэлем и Сарагосами. Однако добиться организации прямой ветки Ж/Д из Теруэля в Мадрид пока не удалось.
Достопримечательности
Теруэль – один из тех городов, в которых, несмотря на бег времени, сохранилась атмосфера и дух средневековья. Узкие уютные улочки, сплетающиеся в волшебный, непредсказуемый узор вызывают ассоциации со старинным лабиринтом. Но, безусловно, особым штрихом в облике города Теруэль является особый архитектурный стиль – «мудехар»:соборы и храмы хранящие спутанный отпечаток некогда господствующей восточной культуры.
Наиболее известным и ярким архитектурным памятником этого стиля, представленным в «галерее средневековья» Теруэля, является Кафедральный Собор Святой Марии (Санта-Марии) из Медиавильи. Собор расположен в центральной части, города на стыке улиц Калье-де-Сан-Франсиско и Калье Нуэва. Это один из немногих соборов, полностью исполненных в архитектурном стиле «мудехар»: его облик хранит все наиболее характерные элементы данного стиля.
Время постройки Кафедрального Собора – конец XII века, а примерно через 100 лет, во второй половине XIII века, изначально старинный романский храм был частично преобразован мавританским зодчим Хусаффом. Впрочем, прекрасный восьмиугольный купол башни-колокольни Собора Святой Марии появился лишь в XVII.
Одним из наиболее необычных архитектурных элементов собора является его кровля со стропилами (XIV век), которые, помимо, естественных для них, укрепляющей и поддерживающей функций, выполняют роль декоративного элемента. Такое нехарактерное качество данных архитектурных элементов закрепило за собой звание «Сикстинской капеллы» в искусстве мудехар.
Примерно в ста метрах юго-западнее Кафедрального Собора Теруля, на улице Нуэва, находится Церковь Спасителя, знаменитая своей великолепной башней. Это самая молодая башня, выполненная в стиле мудехар, из расположенных на территории города (Сан Мартин, Санта Мария и Сан Педро). Башня датирована всего лишь XIV веком. За концептуальную основу, при строительстве Башни Спасителя была взята Башня Сан Мартин, однако, в отличии от своей условной «прародительницы», Башня Спасителя обладает квадратной формой. Другие отличия – совершенно своеобразный интерьер Башни и рифленая поверхность свода в сквозном арочном проходе у основания башни.
Фасад башни обильно декорирован керамикой и каменными резными орнаментами, основная цветовая гамма состоит из белого и зеленого оттенков. Войти в башню можно через небольшую дверь, выходящую на улицу Пасео дель Овало, и является, по совместительству входом в саму Церковь Спасителя.
Следующий не менее впечатляющий Собор, расположенный несколько позади главной площади Теруэля. Церковь Святого Петра – яркий пример стиля мудехар с сильной примесью готики (XIV век). Платормой для церкви стал старинный францисканский монастырь, основанный учениками Франциска Ассизского – Иоанном и Петром – в 1220. Кстати говоря, внутренне убранство храма (1896 – 1902), года отражает влияние еще одного характерного стиля – неомудехар - совмещающего в себе неоготический интерьер и мудехар.
Впрочем, наибольшую популярность среди туристов, эта церковь завоевала благодаря романтичной легенде о «Теруэльских влюбленных». Легенда уносит нас в XIII век, когда в Теруэле жили юноша и девушка – Хуан и Исабель. Друзья с детства, в юности они познали все радости и горечи первой любви друг к другу, однако, как водится, родители не одобрили союза, по причине бедности семьи юноши. Однако Хуану выпал шанс доказать свою любовь к девушке: он мог стать её мужем, если бы за 5 лет сумел разбогатеть. Юноша отправился на войну, а по возвращении, обнаружил свою любимую замужем. Во время его похорон, Исабель, в порыве страданий, бросилась к телу любимого, чтобы запечатлеть прощальный поцелуй, после чего, упала замертво.
Легенда легендой, однако в 1555 году, в одной из боковых капелл Церкви Святого Петра была обнаружена необычная находка – две мумии молодых людей – с тех пор данная капелла получила посвящение и стала называться Капеллой Теруэльских влюбленных.
Впрочем, Теруэль может порадовать не только редкими «древностями», но и более современной, но не менее интересной архитектурой. К примеру, Дом Торико возведенный в 1912 году архитектором Пабло Монгио, и возвышающийся над площадью Карлоса Кастеля. Название дома происходит от названия магазина тканей, располагавшегося в здании, в течение длительного времени. Преобразование дома в его современный вид произошло в 1980-ые, когда часть здания заняла Сельская Областная Касса (la Caja Rural Provincial). Вмешательство «новоселов» сохранило от старого облика дома лишь пару колонн на нижнем этаже и фасады. Дом Торико – один из лучших образцов модерна сохранившихся на территории Арагона, до наших дней.
Несколько севернее Дома Торико (около километра) находится еще одна интересная достопримечательность – Арочный Акведук или Городской Водоканал (Traida de las Aguas de Teruel). Это сооружение уходит корнями в эпоху и архитектурный стиль испанского возрождения. Изначально постройка данного сооружения была вызвана острой необходимостью предоставить городу постоянный приток воды, для домашних и хозяйственных нужд. До строительства Акведука, вода поступала в Теруэль при помощи огромных резервуаров, выстроенных в конце XIVвека на выше упомянутой площади Карлоса Кастеля, также, в городском центре располагалось несколько небольших колодцев и водоемов.
Акведук строился с некоторыми перерывами, начиная с 1537 года. Местом для забора воды был определен источник, находившийся между городами Теруэль и Бальдесебро, поблизости с Утесом Мачо (la Pena del Macho). Завершением работы над акведуком, после 20-ти летнего перерыва, занялся француз - Кинто Пьеррес Бедель (прежде, он занимался архитектурным проектом Башни Святого Мартина, также, в стиле мудехар). Итоговая конструкция состоит из двух уровней, расположенных друг над другом: верхний состоит из 6 арок, нижний – из двух.
В 1558 водопровод дотянули до Главной площади Теруэля, а несколько позже, по расходящимся трубам вода стала поступать в 14 отдельных источников рассредоточенных по городу. Протяженность всех труб, задействованных для водопровода, составляет 2500 метров, а длинна подземных галерей равно примерно 900 метрам.