Сократ
- Древнегреческий философ, родом из Алопеки (Аттика);
- сын каменотеса (ваятеля) Софроникса и повитухи фенареты;
- Сократ был безобразен: невысокого роста; приземистый; с отвисшим животом; короткая шея; большая лысая голова; огромный выпуклый лоб; приплюснутый и вздернутый нос с широкими ноздрями; толстые губы; одутловатое лицо; навыкате глаза; взгляд исподлобья; был всегда босой, ходил в старом хитоне; жил в бедности; на женщин ему не везло, хотя он и был дважды женат.
- Сократ родился в 469 г. до н. э. Умер в 399 г. до н. э. Прожил 70 лет.
КОМПАКТ-БИОГРАФИЯ
О Мирто, второй героине семейного романа Сократа, сохранилось мало сведений, и тем не менее известен анекдот, идущий от Аристоксена, о том, что Мирто и Ксантиппа обычно после долгой взаимной перебранки сообща набрасывались на Сократа, который до этого с интересом нейтрального зрителя следил за происходящим.
Свои познания на семейном поприще Сократ обобщил в крылатой мудрости:
«Женишься ты или не женишься — все равно раскаешься»;
не был он способен ни к какому роду государственной службы, любил посмеяться, не дурак был выпить, любил подтрунить;
Сократ был отличным плясуном и считал такое упражнение полезным для крепости тела;
любимое присловье Сократа: «Клянусь собакой»;
в 399 году до н. э. по доносу одного из сограждан Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, приговорен к смерти и казнен.
Последние слова Сократа на суде:
«Но уже пора идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме бога».
Презентационные утверждения
Заговори, чтобы я тебя увидел. Я знаю, что я ничего не знаю.
Штрихи к портрету
Однажды Ксантиппа сперва разругала Сократа, а потом окатила водой. «Так я и говорил,— промолвил он,— у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; Сократ ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?» «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу»,— сказал Алкивиад. «А Ксантиппа рожает мне детей»,— отвечает Сократ.
Сократ говорил, что сварливая жена для него — то же, что норовистые кони для наездников: «Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми».
«Ты умираешь безвинно»,— говорила ему жена; он возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»
Позиция мудрости
Ты знаешь,— замечает Сократ Гиппию,— что Ликург Лакедемонский нисколько не возвысил бы Спарты над прочими государствами, если бы главным образом не ввел в ней повиновения законам? Разве тебе не известно, что в государствах те правители самые лучшие, которым граждане наиболее обязаны повиновением законам? И то государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.
Существует только один бог — знания и только один дьявол — невежество.
Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого… и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше.
Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок, избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий.
Кто мудр, тот добр
Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.
Смерть Сократа
Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед смертью.
Согласно орфическим и пифагорейским представлениям, подобное омовение имело ритуальное значение и символизировало очищение тела от грехов земной жизни.
После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел возвращаться домой.
К этому времени тюремщик напомнил, что пора выпить яд.
Ранее в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Но с прогрессом нравов и, видимо, с увеличением числа смертных приговов цивилизовалась и процедура их исполнения. Во времена Сократа приговоренный к смерти в назначенное время выпивал чашу растертой ядовитой цикуты (болиголова).
Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив возлияние богам на удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.
Он еще немного походил, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан и закутался. Затем, раскрывшись, сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Это были последние слова Сократа. Жертвоприношение петуха сыну Апполона Асклепию, богу врачевания, обычно полагалось за выздоровление. Сократ же имел в виду выздоровление своей души и ее освобождение от бренного тела.
Сообщают, что Аполлодор предложил Сократу перед смертью надеть более подходящую к случаю дорогую одежду. «Как? — спросил Сократ.— Выходит моя собственная одежда была достаточно хороша, чтобы в ней жить, но не годится, чтобы в ней умереть?»
Как здесь уместно вспомнить прорицательное дневниковое суждение французских писателей братьев Гонкуров! И хотя их и Сократа разделяли почти 2500 лет, есть что-то в общественном настрое по отношению к мудрым пугающе неизменное:
«Общество карает за всякое превосходство…
Самобытный характер, цельная личность, не идущая на компромиссы, повсюду наталкивается на препятствия, со всех сторон встречает неприязнь. Натуры бесцветные и пошлые пользую особой симпатией… чтобы достичь чего-либо, необходимо быть человеком посредственным и услужливым, уметь раболепствовать...
Поразительно, как преследует жизнь всех тех, кто не идет проторенной дорожкой, кто сворачивает или стремится свернуть на другие пути…
Каждое мгновение, каждую минуту их постигает кара — в большом и малом,— и всякий раз кара эта кажется предусмотренной неким уложением о наказаниях для нарушителей великого закона — закона сохранения общества».
Афоризмы
- Богатство и знатность не приносят никакого достоинства
- Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
- Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
- Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
- На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».
- Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие.
- Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежественность, а быть выше самого себя — не что иное мудрость.
- Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
(© Таранов П.С, ж-л "Очаг", 1995).