1990 год. Вопросы и ответы

"Аргументы и Факты" № 5, 1990 г.

В законе, определяющем, право на пенсию, не говорится, что одна пенсия может исключать другую. Почему же инвалидам войны, оформляющим пенсию по старости, отказывают в пенсии по инвалидности, ведь они при этом не перестают быть инвалидами?

(В. Демин, Москва)

На вопрос отвечает заместитель начальника Главного управления пенсий и пособий Минсобеса РСФСР Л. ВУЛЬФ.

В СООТВЕТСТВИИ с действующим пенсионным законодательством лицам, имеющим право на различные пенсии, например по старости и по инвалидности, назначается одна пенсия. Это условие распространяется также и на тех, кто получает пенсию не только от органов социального обеспечения, но и по линии других министерств: Минобороны СССР, МВД СССР и др.

По желанию пенсионера ему устанавливается та пенсия, которая для него более выгодна. Если он получает пенсию по одному основанию, а затем приобретает право на другой вид пенсии, то он вправе перейти на новую пенсию.

На практике самыми распространенными являются переходы с пенсии за выслугу лет или по инвалидности III группы на пенсию по старости. Но бывают и обратные ситуации, когда пенсионеру по старости при наличии I или II группы инвалидности предпочтительнее получать пенсию по инвалидности.

Таким образом, законодательство исключает выплату двух пенсий одновременно, предоставляя человеку возможность выбрать наиболее выгодный вариант.

Инвалидам Отечественной войны пенсия по возрасту увеличивается на 15 руб. в пределах максимального размера. Эта сумма может рассматриваться как частичная, далеко не полная компенсация за полученную в боях инвалидность.

Кроме того, инвалидам предоставлен ряд льгот и преимуществ, облегчающих их условия жизни.

В частности, установлена 50%-ная скидка со стоимости лекарств всем инвалидам труда I и II групп, независимо от вида получаемой пенсии.

Более широкие льготы предоставлены инвалидам войны.

В связи с подготовкой проекта нового Закона о пенсионном обеспечении в Министерство социального обеспечения РСФСР поступают предложения от инвалидов, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый стаж работы, об установлении им двух пенсий. Эти предложения рассматриваются. Но представляется более правильным решать эти вопросы не путем выплаты двух пенсий, а за счет начисления к пенсии существенных надбавок, компенсирующих пенсионеру по возрасту его дополнительные затраты, связанные с тяжелым заболеванием.

На наш взгляд, следовало бы увеличить и сумму повышения пенсии по старости инвалидам войны. Рассматриваются и прорабатываются предложения о введении надбавок по уходу за пенсионерами по старости преклонного возраста.


Мой сын отбывает наказание в виде исправительных работ без лишения свободы. Может ли он воспользоваться очередным отпуском?

Согласно статье 44 ч. 5 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, осужденным к исправительным работам без лишения свободы во время отбывания наказания очередной отпуск не предоставляется. Время отбывания наказания не включается в стаж, дающий право на отпуск, получение льгот и надбавок к заработной плате.


Имеются ли данные о числе осужденных по печально известной 58-й статье?

(В. Тихонов, Курск)

На этот вопрос нам отвечают старший научный сотрудник Института истории СССР АН СССР кандидат исторических наук В. ЗЕМСКОВ и начальник отдела ЦГАОР СССР Д. НОХОТОВИЧ.

29 СЕНТЯБРЯ 1989 г. в газете «Комсомольская правда» была опубликована беседа с В. Некрасовым «Десять «железных» наркомов», в которой впервые в советской печати было названо соответствующее истине число осужденных за контрреволюционные преступления с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Более подробно эти сведения приведены в статье Н. Дугина «ГУЛАГ: открывая архивы», опубликованной 27 декабря 1989 г. в газете «На боевом посту».

Документ, на который ссылаются в своих статьях Некрасов и Дугин, был составлен в начале 1954 г. на имя Н. С. Хрущева (документ подписали три человека — Генеральный прокурор СССР Р. Руденко, министр внутренних дел СССР С. Круглов и министр юстиции СССР К. Горшенин). Это была справка на пяти машинописных страницах, составленная по указанию Н. С. Хрущева и датированная 1 февраля 1954 г. Приводим дословно ее первый абзац: «В связи с поступающими в ЦК КПСС сигналами от ряда лиц о незаконном осуждении за контрреволюционные преступления в прошлые годы Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судамй и военными трибуналами и в соответствии с Вашим указанием о необходимости пересмотра дела на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах, докладываем...».

Далее в документе говорилось о том, что по имеющимся в МВД СССР данным, за период с 1921 г. по настоящее время, т. е. до начала 1954 г., за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами 3.777.380 чел., в том числе к высшей мере наказания — 642.980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2.369.220, в ссылку и высылку — 765.180 чел. Указывалось, что из общего количества арестованных за контрреволюционные преступления ориентировочно 2,9 млн. человек были осуждены Коллегией ОГПУ, тройками НКВД и Особым совещанием (т. е. внесудебными органами) и 877 тыс. судами, военными трибуналами, Спецколлегией и Военной Коллегией. В настоящее время, говорилось в справке, в лагерях и тюрьмах содержится заключенных, осужденных за контрреволюционные преступления - 467.946 чел., и, кроме того, находится в ссылке после отбытия наказания за контрреволюционные преступления, направленных по директиве МГБ и Прокуратуры СССР (за подписью Абакумова и Сафонова), — 62.462 чел.

Отмечалось, что созданным на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. Особым совещанием при НКВД СССР, которое просуществовало до 1 сентября 1953 г., был осужден 442.531 чел., в том числе к высшей мере наказания приговорено — 10.101, к лишению свободы 360.921, к ссылке и высылке (в пределах страны) — 67.539 и к другим мерам наказания (зачет времени нахождения под стражей, высылка за границу, принудительное лечение) — 3.970 чел. Подавляющее большинство, дела которых рассматривались Особым совещанием, были осуждены за контрреволюционные преступления.

В первоначальном варианте справки, составленном в декабре 1953 г., когда число имевшихся тогда в наличии в лагерях и тюрьмах осужденных за контрреволюционные преступления составляло 474.950 чел., приводилась география размещения 400.296 заключенных: в Коми АССР — 95.899 (и, кроме того, в Печор- лагере — 10.121), в Казахской ССР — 57.989 (из них в Карагандинской обл. — 56.423), в Хабаровском крае — 52.742, Иркутской обл. — 47.053, Красноярском крае — 33.233, Мордовской АССР — 17.104, Молотовской (ныне Пермской) обл. - 15.832, Омской обл. — 15.422, Свердловской обл. — 14.453, Кемеровской обл. — 8.403, Горьковской обл. — 8.210, Башкирской АССР — 7.854, Кировской обл. — 6.344, Куйбышевской обл. — 4.936 и в Ярославской обл. — 4.701 чел.

Остальные 74.654 заключенных находились в других краях, областях и республиках (Магаданская обл., Приморский край, Якутская АССР и др.).

Лица, находившиеся в конце 1953 г. в ссылке и высылке, из числа бывших заключенных, осужденных за контрреволюционные преступления, проживали: в Красноярском крае — 30.575 чел., Казахской ССР — 12.465, Дальнем Севере — 10.276, Коми АССР — 3.880, Новосибирской обл. — 3.850, в других регионах - 1.416 чел.


В адрес редакции приходят письма с просьбой сообщить, где и как производится продажа авиационных билетов для поездки за рубеж.

За разъяснением мы обратились в Центральное международное агентство Аэрофлота.

БИЛЕТЫ для вылетающих за границу по частному приглашению, на постоянное место жительства или в командировку приобретаются в Центральном международном агенстве Аэрофлота по адресу:

- для советских граждан - Москва, Фрунзенская набережная, д. 4;
- для иностранцев - Москва, Добрынинская улца, д. 7 (частные поездки - секция № 8, групповые - секция № 7;
- для пассажиров, оплативших свой полет за границей, оформление авиабилетов производится в отделе предварительной оплаты перевозок по адресу: Москва, Добрынинская ул., д. 7 (секция № 9).

УСЛОВИЯ ПРОДАЖИ АВИАБИЛЕТОВ

Бронирование н продажа авиабилетов начинаются за год до вылета за рубеж (кроме США) при наличии оформленных документов на выезд.

Советские граждане (кроме постоянно проживающих за границей) могут оплатить свой полет самолетами Аэрофлота или авиапредприятий социалистических стран в советских рублях.

Иностранные граждане (кроме работающих в СССР по контрактам) оплачивают свои перевозки в валюте.

Расчет за билет может производиться наличными в советских рублях или любой свободно конвертируемой валюте, дорожными чеками иностранных банков или чеками Сбербанка СССР, Кроме того, принимаются к оплате кредитные карточки фирм «Дайнерс», «Америкэн экспресс», «Виза», «Эйртревелкард».

Отказ от полета без уплаты комиссионных оформляется не менее чем за трое суток до его начала. Возврат денег по неиспользованным авиабилетам производится в пункте их продажи.

Продажа льготных авиабилетов производится (при наличии свободных мест) для детей в возрасте до 2 лет — в размере 10% стоимости, от 2 до 12 лет — в размере 50% стоимости взрослого билета.

В адрес Центрального международного агентства Аэрофлота поступает также большое количество вопросов, связанных с частными поездками в США, Израиль и Австралию.

ПОЛЕТ В США: продажа авиабилетов производится за два месяца до вылета самолета в порядке очереди для жителей Москвы и московского региона, норма багажа установлена по количеству мест и его объему.

Граждане других городов СССР могут оформиться и в своих регионах в агентствах воздушных сообщений, для которых выделена квота мест. (См. «АиФ» № 52, 1989 г.).

ПОЛЕТ В ИЗРАИЛЬ: выполняется самолетами Аэрофлота транзитом через Афины, Будапешт, Ларнаку или Каир (через Афины — далее самолетом другой авиакомпании с оплатой в валюте; через Будапешт - далее самолетом венгерской авиакомпании Малев с оплатой в советских рублях; через Ларнаку — далее самолетом другой авиакомпании, морским паромом или автобусом с оплатой в валюте; через Каир — далее самолетом или автобусом с оплатой перевозки в валюте).

ПОЛЕТ В АВСТРАЛИЮ: выполняется самолетами Аэрофлота транзитом через Сингапур (к билету Москва—Сингапур необходимо иметь сообщение австралийской авиакомпании об уплате в валюте перевозки из Сингапура до места назначения).


"Аргументы и факты" № 6, 1990 г.

Не мог бы «АиФ» объяснить, почему СССР не подписал Женевскую конвенцию 1929 г. об обращении с пленными военопленными, что послужило фашистской Германией основанием для оправдания ее злодеяний?

(К. Сорокина, Ногинск, Московская обл.)

В ПРИЛОЖЕНИИ к IV Гаагской конвенции 1907 года «О законах и обычаях сухопутной войны» были разработаны общие вопросы, касающиеся военнопленных. Свое дальнейшее развитие они получили в Женевской конвенции 1929 г. Россия и Германия в 1909 г. подписали Гаагскую конвенцию 1907 г. А вот к Женевской конвенции 1929 г. об обращении с военнопленными СССР не присоединился (Германия подписала этот документ в 1934 г.).

В 1930 г. исполком Союза общественного Красного Креста и Красного Полумесяца СССР обосновал свой отказ тем, что ряд положений конвенции 1929 г. не соответствует общественному устройству СССР (недостаточно четко гарантируются права военнопленных, отсутствует запрет на использование их на работах военного характера и т. д.). Однако фактически подобная аргументация была лишь предлогом для того, чтобы не подписывать конвенцию 1929 г. Отношение к ней определялось военной доктриной, господствовавшей в нашей стране в то время. Предполагалось, что возможная война будет наступательной и что боевые действия будут вестись на чужой территории. При таком характере войны предполагалось, что массового пленения советских войск не будет. Таким образом, вопрос о советских военнопленных отпадал. В этом проявлялось негативное отношение советского руководства того времени (Сталин, Молотов, Калинин и другие) к военнопленным.

Опыт первых недель Великой Отечественной войны выявил ошибочность таких представлений. По имеющимся данным, к концу 1941 г. фашистские войска захватили в плен 3,8 млн. советских солдат и офицеров.

Обращение с ними было бесчеловечным. Ссылки фашистов на то, что СССР не подписал Женевскую конвенцию 1929 г., неправомерны. Анализ распоряжений и приказов, подготовленных в гитлеровской Германии до нападения на СССР, свидетельствует о том, что массовое уничтожение советских военнопленных было заранее спланированной акцией.


Все предприятия перечисляют в фонд государственного соцстрахования определенную сумму денежных средств в зависимости от количества работающих, а отнюдь не членов профсоюзов, Вместе с тем оплата «больничного» зависит от того, состоитли работник в профсоюзе. Не является ли это грубым способом «загона» человека в профсоюз? Не пора ли это положение отменить?

(Т. Базлова, г. Лобня, Московская обл.)

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР «О социальном страховании», принятым в 1931 г., рабочим и служащим, не являющимся членами профсоюза, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в половинном размере.

В настоящее время сохранение этого положения нецелесообразно. Дело в том, что выплата «больничных» ведется за счет государства, и профсоюзное членство здесь ни при чем.

Именно поэтому Президиум ВЦСПС считает необходимым при назначении пособий по временной нетрудоспособности трудящихся не учитывать членство в профсоюзе.

Это предложение центральный профсоюзный орган внес для решения в правительство. Принятие предлагаемого решения не потребует дополнительных ассигнований из государственного бюджета.


С чем связано удорожание регистрации брака е 1,5 до 15 руб., повторной регистрации — с 5 до 50 руб, смены фамилии — с 15 до 50 руб.?

(Н. 3убарев, Харьков)

На вопрос отвечает начальник отдела юридической помощи населению Министерства юстиции СССР Г. ШУМСКИЙ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, 25 октября 1989 г. Совет Министров СССР принял постановление № 894 «О внесении изменений в постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. № 648 «О ставках государственной пошлины». Принятие этого документа вызвано тем, что прежние ставки государственной пошлины не изменялись на протяжении 47 лет и не соответствовали фактическому материальному положений большинства населения. Количество обращений граждан в суды, нотариаты, особенно по делам имущественного характера, возросло в три раза. Число нотариальных действий по стране превышает 22 млн. Постоянно растет регистрация актов гражданского состояния, в прошлом году достигших 12 млн. Соответственно увеличиваются расходы государства на содержание судов, нотариальных контор и органов загса, их техническое оснащение. При этом поступающая в бюджет госпошлина не обеспечивала возмещения затрат государства на судопроизводство, деятельность нотариата и других учреждений юстиции, так как ее ставки были чисто символическими.

Другой причиной упорядочения ставок госпошлины явилось то, что многие граждане обращались в Минюст СССР и Минфин СССР с просьбой дифференцировать госпошлину в зависимости от родственных отношений по таким сделкам, как договоры купли-продажи жилых домов, дарения автомобилей, выдача свидетельств о праве на наследство и т. п. Ставки госпошлины дифференцированы от размера оспариваемой суммы в судах и сложности гражданских дел. Уменьшены размеры госпошлины при совершении такого сложного и распространенного нотариального действия, как выдача свидетельства о праве на наследство. Для наследников первой очереди (супругу, родителям) пошлина снижена с 10 до 3%. Кроме того, оставлено без изменения право судов и финансовых органов освобож- дать граждан от уплаты госпошлины с учетом их материального положения.

Вместе с тем по некоторым другим действиям ставки госпошлины повышены. В частности, за регистрацию брака госпошлина увеличена с 1,5 руб. до 15 руб. При этом учитывалось, что сегодня регистрация брака из чисто технической операции, сводившейся к составлению записи акта гражданского состояния, выдаче свидетельства о браке и проставлению штампов в паспортах, переросла в большую работу, направленную на укрепление семьи.

Новая ставка госпошлины за регистрацию брака должна не только поднять значимость такого важного шага, как вступление в брак, но и в какой-то мере компенсировать государству затраты на строительство и оборудование дворцов бракосочетания и отделов загса. Хотелось бы предотвратить легкомысленное отношение к браку. Так, в прошлом году только по г. Москве 40% лиц, подавших заявления, не явились на регистрацию брака.

Кроме того, органами загса ежегодно выдается около 2 млн. повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния взамен утраченных или пришедших в негодность. Чисто символическая пошлина за выдачу повторных свидетельств формировала отношение к ним, как к документу, дубликат которого можно получить сколько угодно раз. Между тем выдача повторного свидетельства сопряжена со значительными трудовыми затратами, так как в период Великой Отечественной войны архивам органов загса нанесен большой ущерб и поиск необходимой записи акта гражданского состояния нередко бывает крайне затруднен.

(Подготовил Д. ГРАНЦЕВ)

"Аргументы и Факты" № 8, 1990 г.

Возможен вариант

В СТРАНЕ так много «лишних» денег, которые дестабилизируют потребительский рынок, углубляют в людях чувство социальной несправедливости, не позволяют экономике встать на ноги... Почему же мы не проводим денежную реформу? Правительство говорит, что она ударит по честным накоплениям. Но неужели нельзя разработать такой вариант, который бы сохранил честные деньги и отнял нетрудовые?

Иванов (Харьков), Королев (Волгодонск), Т. Борисенко (Краснодар), Алексеев (Нальчик) и др.

Многочисленные письма читателей с подобной точкой зрения комментирует доктор экономических наук, народный депутат СССР Г. ПОПОВ:

- Я считаю, что есть вполне перестроечный вариант реформы. Вот схема.

Первое. Исчисляется весь заработок человека за всю трудовую жизнь (по трудовой книжке). Эта сумма обменивается сразу, по предъявлении трудовой книжки и паспорта. Делается отметка об обмене в обоих документах (например, стаж 10 лет, заработок в месяц - 125 руб.; в год — 1500, за 10 лет — 15 тыс. руб. Следовательно, эта сумма сразу же обменивается по схеме 1 к 1).

Второе. Если есть суммы сверх заработка, то нужно их оправдать: например, был продан дом матери в деревне или был ежегодный доход сверх зарплаты от приусадебного участка в 15 соток; регулярно ремонтировал автомобили и т. д. Комиссия депутатов местного Совета оценивает возможные суммы этих доходов, и их тоже можно будет обменять по схеме 1 к 1.

Никакие другие суммы — ни наличные, ни но вкладам — не обмениваются. Ни по схеме 1 к 10, ни по любой другой.

Иногда говорят, что дельцы за взятки будут передавать деньги рядовым труженикам, чтобы те их обменяли. Отсюда и идеи ввести «предел» — в 10 или 20 тысяч. В этих идеях — неверие в готовность народа самому идти по пути социализма. Конечно, делец кого-то может «купить», хотя есть риск и «засветиться», причем не только с денежными накоплениями. Так что многие поостерегутся.

Но главное в другом. Если большинство членов общества хотят перестройки — их не купить и попытки дельцов ничего» серьезного не дадут. Так что в реформе надо реализовать идею именно полного обмена всех 5 трудовых накоплений, чтобы исключить любые несправедливости.

Как экономист я считал, что дельцы теневой экономики основных денег в бумажках не хранят, что затраты государства на обмен денег очень велики.

Однако есть сведения, что и в бумажных деньгах запасы незаконных доходов велики. Поэтому немедленная реформа все-таки необходима. При предложенной выше схеме трудовые сбережения сохранятся, ажиотажа в торговле не возникает, раз есть перспектива обмена всех трудовых денег. А вот «сверх-суммы» такая реформа ликвидирует. До реформы их в магазины не понесут, там ничего покупать на такие суммы. Да, затраты на реформу велики, но вопрос этот давно уже стал политическим.


Слышал, что в стране создан Союз менеджеров. Расскажите, пожалуйста, что это за организация.

Н. Селивохнн, Челябинск.

Наш корреспондент А. АРХИПОВ обратился к вице-президенту Союза менеджеров СССР Э. САХАРОВУ.

НА ПРОТЯЖЕНИИ многих лет и до сих пор в нашей стране нет единой концепции управления как искусства руководить. Считалось, что руководителем может быть любой человек, особенно если он имел опыт партийной работы.

Одним из первых в нашей стране учебных заведений, готовящих профессионалов-управленцев, стал центр по подготовке менеджеров при Московском институте народного хозяйства им. Плеханова, который подготовил уже свыше тысячи специалистов. Выпускники этого центра, руководители и специалисты научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий из разных республик нашей страны явились создателями Союза менеджеров СССР.

Союз является творческой общественной организацией в области управления производством и науки, сферы обслуживания, культуры и здравоохранения, коммерческой и предпринимательской деятельности, члены которой активно участвуют в разработке новых форм и совершенствовании хозяйственного механизма.

Думая о будущем, мы планируем подобрать на конкурсной основе и обучить около пяти тысяч молодых руководителей в лучших зарубежных центрах. Мы планируем создать при каждом центре школу юного менеджера. Адрес Союза менеджеров СССР: 113054, Москва, ул. Зацепа, 41.


Меня и моих соседей в связи с реконструкцией нашего дома выселяют с Арбата. Могу ли я вернуться в свою квартиру после окончания строительных работ?

(А. Сотникова, Москва)

На вопрос отвечает заместитель заведующего юридическим отделом исполкома Моссовета Ю. ИОНОВ.

В СООТВЕТСТВИИ со ст. 82 Жилищного кодекса РСФСР при капитальном ремонте жилого дома, когда он не может быть произведен без выселения, жильцам обязаны предоставить на время ремонта другое жилое помещение, не расторгая при этом договора найма на их жилище. В случае отказа жильцов допускается их переселение в судебном порядке. Предоставленное на время ремонта жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям. Переселение производится за счет жилищно-эксплуатационной организации. Но жильцам, с их согласия, может быть предоставлено в постоянное пользование другое благоустроенное жилое помещение.

В тех случаях, когда жилое помещение (ст. 83 ЖК) в результате капитального ремонта не может быть сохранено или существенно увеличится, после чего образуются излишки жилой площади, жильцам должно быть предоставлено другое благоустроенное помещение в постоянное пользование (до начала ремонта). Если же помещение уменьшится, то жильцы также могут требовать предоставления им соответствующего жилого помещения.

24 сентября 1987 г. Советом Министров СССР принято постановление № 1101 «О комплексной реконструкции и застройке в период до 2000 г. исторически сложившегося центра г. Москвы». На основании этого исполкомом Моссовета намечено производство работ в кварталах, примыкающих к улицам Арбат, Димитрова, Горького, Петровка, Сретенка — Цветной бульвар, а в дальнейшем — Герцена, Неглинная, Дзержинского, Кирова, Чернышевского.

Исполком Моссовета 30 декабря 1987 г. принял решение № 3079 о создании в центральной части Москвы переселенческого жилого фонда для временного отселения жителей реконструируемых кварталов.

При предоставлении новой жилой площади в центре Москвы в первую очередь удовлетворяются интересы коренных жителей города.

Тем же решением исполкомам райсоветов предложено обеспечить переселение граждан из жилых домов, подлежащих реконструкции, сносу или переоборудованию, на выделяемую специально для жителей центра жилую площадь.

(Подготовил И. ПАВЛЕНКО.)


Почему нет в продате ни холодильников, ни стиральных машин? Ведь без них невозможно обойтись.

(С. Важенов, Москва)

На этот вопрос мы попросили ответить нач. отдела сводного планирования Минторга СССР Н. МИРОНОВА.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в последнее время возник дефицит этих товаров, хотя производство их увеличивается с каждым годом. Например, в 1989 г. поставлено 6464,8 тыс. штук холодильников и морозильников, что составляет по сравнению с 1988 г. 104%. Но чем может помочь такой незначительный прирост? Ведь, чтобы удовлетворить спрос потребителя, нужно как минимум 170% к 1988 г.

Стиральных машин за 1989 г. произведено 6697,9 тыс. штук. План выполнен на 98%, хотя составил 110% к 1988 г.

Как видим, планы оказались невыполненными. Производство возросло только в сравнении с 1988 г.

Главная причина кроется в общем экономическом состоянии страны. Как правило, не совпадают госзаказ и сумма планов предприятий. Вторая всегда ниже. Предприятия объясняют это нехваткой ресурсов.

Предоставление прав самостоятельности предприятия поняли однозначно, резко увеличив экспорт товаров народного потребления. В 1988 г. за границу было вывезено 21,5% произведенных холодильников и 37,5% стиральных машин. В 1989 г. эти цифры увеличились.

Проблема дефицита этих товаров не решится и в этом году, в ближайшем будущем дефицит станет еще острее.


За совершение нескольких преступлений назначается наказание по статье с большим сроком лишения свободы. Это «принцип поглощения». Применяется ли «принцип сложения» наказания?

(С. Петров, Вологда)

На вопрос отвечает научный сотрудник Института государства и права АН СССР кандидат юридических наик Л. ИВАНОВ.

"ПРИНЦИП поглощения" в чистом виде действовал в нашей стране только с 1924 но 1958 г. В настоящее же время суд окончательно определяет наказание путем поглощения менее строгого более строгим. Либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний, но в пределах статьи, предусматривающей более строгое наказание (ст. 35 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик). Таким образом, у нас сочетаются оба принципа. По результатам выборочных исследований (1982—1987 гг.) сложение применялось в отношении 13,2% осужденных. Многие юристы рекомендуют в новом уголовном законодательстве расширить сферу применения принципа сложения наказания, но на срок не более 15 лет.

Подобное решение вопроса предусмотрено уголовным законодательством ряда стран Восточной Европы - Болгарии, ГДР, Польши.

В Австрии, Венгрии, Финляндии и ФРГ действует порядок обязательного сложения наказаний, но ограниченного верхним пределом, предусмотренным их законом.

В США и на Филлипинах окончательное наказание при совершении нескольких преступлений определяется путем полного сложения нескольких наказаний. Бывает, что сроки лишения свободы исчисляются в трехзначных числах.