Курс молодого бойца



Поздняя осень - это не только красивый иней на ветках и начало отопительного сезона, это, увы, еще и очередной призыв в армию. Конечно, если вы счастливый обладатель студенческого билета, врожденного косоглазия или влиятельного папочки (что, кстати, самое надежное!), то можете чувствовать себя в безопасности. Прочим же восемнадцатилетним бедолагам, вероятно, уже снятся нежно пахнущие портянки и старшина с огромными кулачищами... Мы вас, ребята, очень даже понимаем и предлагаем несколько полезных советов, последовав которым, вы, возможно, облегчите себе нелегкое обучение в “школе жизни”.

ИТАК, готовясь “прибыть с вещами”, не укладывайте их в чемодан, с которым впору ехать в Париж. В части все равно придется с ним навсегда расстаться. Возьмите старый ободранный рюкзак, который не жалко. То же касается и одежды. Стричься наголо не советую - все равно рано или поздно обреют, а так хоть на собственных проводах не будете выглядеть уголовником. Кстати, о проводах. Рекомендую не напиваться до чертиков, а то, если не успеете протрезветь, примут на городском призывном пункте за алкаша и отправят на такой “курорт”, куда Макар телят не гонял.

Обязательно до призыва залечите зубы, а то вообще без них останетесь, ибо против армейского стоматолога не устоит даже мамонт. И не то чтобы были они сплошь злодеями, просто техника у войсковых врачевателей все больше пещерная, а зубы, как известно, вещь хрупкая...

Хорошо бы вам еще на гражданке научиться шить и штопать. Ведь все - от пуговиц до заплат - придется присобачивать самим.

Прибыв в часть, сразу же постарайтесь обзавестись товарищами, потому что от резкой перемены жизненного уклада в одиночку можно и умишком тронуться. Да и “дедам” противостоять лучше сообща. Скажем, если “деды” заставляют мыть пол в казарме или отправляют вместо себя чистить картошку - это нормально. На первом году положено “шуршать” (вкалывать). Но вот если потребуют стирать их вонючие портянки - упирайтесь намертво. Почуют, что вы сломлены и готовы лакействовать, - совсем на голову сядут. И не позволяйте себя бить, а наскочит кто - давайте сдачи. Тут важно, чтобы ребятки одного призыва стояли друг за друга.

ЧТО еще? Ну, например: вас дружески поманил незнакомый сержант и попросил передать привет командиру отделения. Не радуйтесь! Это означает, что вы чем-то проштрафились и обязаны проинформировать об этом своего непосредственного начальника, чтобы он вас как следует... (понятно?). И еще, когда “дедушка” спрашивает: “Сколько осталось?” - вы должны без запинки назвать количество дней до приказа об увольнении в запас солдат его призыва.

Великое дело в армии - земляки! Хоть тресни, а “зёму” найди, будь он даже один на целый батальон. Это ведь все равно что родственник - так уж издавна повелось. Здорово, если земляк из старослужащих; в случае чего - прикроет от праведного “дедовского” гнева.

Также приучайтесь, друзья, быстро кушать. Отцы-командиры очень любят устраивать в столовой скоростную еду за 5-7 мин. Жуйте и глотайте проворно, но только не в строю! Избави Бог - а не то придется поглощать, скажем, кислую капустку на время. Не уложился в норматив - повторить!

Если вы обладаете хоть какой- нибудь способностью, постарайтесь использовать ее на все сто. Например, умеете рисовать - чудесно, Немедленно заявите об этом. Есть шанс вместо караулов или всяческих хозработ посиживать в уютной каптерке и малевать стенгазету или боевой листок. К тому же деды будут привлекать к оформлению своих дембельских альбомов, что, сами понимаете, сделает вас человеком незаменимым и полезным, (Вообще в армии художники и каллиграфы ценятся много больше, нежели качки и интеллектуалы.) Кстати, один мой знакомый знаете как подрабатывал во время службы? По заказу не шибко грамотных дедушек писал письма для их подружек. В стихах! В части был чертовски популярен! “Деды” “собственные” послания читали - рыдали!

Замполиты (или как там они теперь именуются?) будут капать вам на мозги, чтобы докладывали о случаях “неуставных отношений” (дедовства). Стучать, проще говоря. Не советую. Справляйтесь со своими проблемами сами, на офицеров не надейтесь - у них своя жизнь, свои заморочки, и им до лампочки, лупят вас по ночам в казарме или нет.

Если выдалась свободная минутка, не попадайтесь на глаза начальству. Вид отдыхающего солдата действует на прапорщика или старлея, как красная тряпка на быка. Легко отделаетесь, если отправят мыть сортиры... Держитесь лучше поближе к кухне.

Учитесь преодолевать трудности с улыбкой - будут уважать. Если смертельно чего-то боитесь, например полосы препятствий, бросайтесь штурмовать ее первым, ожидание только подогреет неуверенность, а неловкость смельчаку простят. Если почувствуете, что совсем худо, найдите того, кому еще паршивее, - поддержите его, подбодрите. Уверяю: тут же самому станет легче.

В первые дни безгранична тоска по дому. Пишите письма при первой возможности - в такие минуты словно туда переносишься. И вообще постарайтесь переписываться с кем только можно. Обильная почта - это как дополнительный психологический паек для солдатика.

Получив приказ от командира, не спешите выполнять сломя голову - его еще десять раз успеют отменить. Не будьте жмотом и не выпендривайтесь - таких терпеть не могут. И не отчаивайтесь, даже если сильно прижмет - это ведь не на века. Терпите, мужики, думайте, как классно будет потом “на гражданке”! Удачи вам, вояки-новобранцы!

(И. ПОПОВ, дмб-87 (осень) Фото Б. Кремера
"Аргументы и Факты", №46 (683), ноябрь, 1993 г.)