1990 г. "Секреты" партийного института



Сегодня гласность высвечивает те сферы нашей жизни, которые до недавнего времени были скрыты от глаз народа. Открывают свои «секреты» и высшие партийные институты. А было ли что скрывать? Об этом беседа нашего корреспондента В. РОМАНЕНКО с ректором Института общественных наук при ЦК КПСС, доктором философских наук Ю. КРАСИНЫМ.

- Долгое время ваш институт был «тайной за семью печатями» для непосвященных, никто толком не знал — кто и чему там учится. На его здании не было даже вывески. Чем вызвана такая секретность?

- Действительно, наш институт был учебным учреждением «закрытого» типа. И лишь два года назад начался процесс его «рассекречивания», который сегодня практически завершился.

Отчасти «секретность» института была оправданна. Он создан в 1962 г. для содействия коммунистическим и рабочим партиям капиталистических и развивающихся стран в подготовке партийных кадров. Тогда многие из этих партий находились на нелегальном или полулегальном положении. Естественно, их представители не нуждались в рекламе. Закрытость института имела свои негативные стороны, порождала замкнутость. Ориентация только на компартии препятствовала широкому обмену мнениями и контактам с представителями других демократических движений и партий в этих странах.

Однако жизнь не стоит на месте. На сегодняшний день практически все компартии вышли из подполья. Поэтому сейчас подобная секретность, думаю, ни к чему.

- Мировое коммунистическое движение переживает кризис, в Восточной Европе идет процесс демонтажа «авторитарного социализма». Вы считаете, что институт в настоящее время оправдывает свое предназначение?

- Да, оправдывает. Во-первых, во многих странах и регионах компартии остаются влиятельной силой. Во-вторых, мы в значительной степени ответственны за кризисные процессы в мировом комдвижении. Многие его представители учились у нас, мы формировали их воззрения. За годы перестройки наша страна отказалась от «казарменного» социализма, ушла в своих теоретических исканиях далеко вперед. Некоторые же из наших бывших слушателей задержались на уровне старых догматических представлений. Поэтому считаю моральным долгом сейчас помочь им.

Главное же — в условиях формирования и распространения нового политического мышления наш институт может и должен превратиться в арену широких контактов и творческих дискуссий с прогрессивными общественно - политическими силами за рубежом. Эта работа уже идет. У нас, например, установились хорошие связи с социалистами и социал-демократами. На базе широкого сопоставления взглядов мы ведем научные исследования, позволяющие осмыслить сложные процессы мирового развития.

- Отсутствие объективной информации порождает домыслы. Некоторые считают, что вы готовите своего рода международных террористов, осуществляющих революционные перевороты.

- Такие утверждения просто смехотворны. Речь идет о теоретических курсах по общественно - политическим дисциплинам, о дискуссиях и обмене мнениями с представителями коммунистов, социалистов и других демократических партий.

- Анализируя тенденции развития мирового коммунистического движения, многие западные исследователи предрекают его крах.

- Очень многое сейчас зависит от самих партий. Думаю, у них есть запас политического пространства, перспективы и возможности выхода из кризиса. Об этом свидетельствует опыт итальянской, испанской и других компартий. Многие поняли, что сегодня надо отдавать приоритет общечеловеческим ценностям, решительно освобождаться от сектантства, выходить на широкую коалицию левых сил, а не ориентироваться только на рабочий класс в традиционном понимании.

- Кто финансирует институт?

- Финансирование идет из партийного бюджета. Государство не тратит ни копейки. Поскольку в основном мы имеем дело с партиями, у которых ограниченные финансовые возможности, то, естественно, тратим свои средства. Институт выплачивает слушателям стипендию в размере 180 руб. в месяц и оплачивает дорогу в оба конца. Это немалые расходы.

- Вы и в дальнейшем собираетесь ориентироваться на партийный бюджет?

- У нас есть планы перевода института на хозрасчет. По всем линиям партийного бюджета сейчас идет жесткая экономия. Однако ЦК КПСС, придавая большое значение институту, никаких финансовых трудностей нам не создает. Мы это ценим. Тем не менее ищем пути перевода института на самоокупаемость.

Планируем на базе института развернуть Международный фонд контактов и исследований. Даже нашли спонсоров, готовых выделить на его создание средства, в том числе в валюте. Дальновидные коммерсанты не гонятся за непосредственной выгодой. По их мнению, подобный Фонд, приобретя международную известность, в дальнейшем окупит спонсорскую деятельность. Реализация нашей программы позволит уже через два-три года полностью перейти на коммерческие начала и самоокупаемость. Наши предложения рассматриваются в ЦК КПСС.

- Многие из людей, симпатизирующих нашей стране, задаются вопросом: как можно учить других, не наведя порядок в собственном доме? Что думают по этому поводу ваши слушатели?

- У большинства из них глубокое понимание причин тех процессов, которые происходили в нашей стране. Злорадство — редкость даже в кругах, враждебно настроенных к нам. Наоборот, мы ощущаем глубокое сочувствие к нашему народу, симпатию к перестройке.

Конечно, кризис так называемого авторитарно - бюрократического социализма нанес удар и по социалистической идее.

Как ни разъясняй, нее равно, н массовом сознании оба эти пони тия крепко связаны. Несомненно, сейчас мы переживаем период упадка влияния социализма.

Но я глубоко убежден, что социалистическая идея имеет глубокие корни, и в первую очередь в системе общественного производства. Сталкиваются две системы ценностей. Неоконсерваторы на Западе, да и у нас, тоже говорят о свободе личности. Но это свобода для сильного. В лучшем случае на что может рассчитывать слабый — это на систему социальной благотворительности.

Социалистическая же система ценностей рассматривает свободу личности в соответствии с коллективистской традицией, которая стремится дать возможность и слабому найти свое место в жизни, возможность самовыражения.

- Теоретически, возможно, вы и правы. Однако в реальной жизни западная система социальной защищенности человека работает лучше.

Западная система социальной защищенности не есть продукт только либерализма, но и результат многолетней борьбы рабочего и демократического дви~ жения, ориентировавшегося на социалистическую систему ценностей. Я верю, что кризис будет преодолен. У системы социализма есть будущее, потому что она коренится в извечном стремлении к социальной справедливости, заложенной в природе человека.

("Аргументы и Факты", № 8 (489), 24 февраля - 2 марта 1990 года. Цена 5 копеек)