Худой мир лучше хорошей ссоры - 1990 г.

Обстановке в Закавказье была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в пресс-центре МИД СССР. На ней выступил первый заместитель заведующего Отделом национальных отношений ЦК КПСС, доктор исторических наук В. МИХАЙЛОВ, находившийся в Закавказье в течение последних трех недель вместе с группой руководящих работников ЦК КПСС.


(Плакат Н. Молчанова)

Выступавший отметил, в частности, что постановление «О мерах по нормализации обстановки в Нагорно - Карабахской автономной области», принятое Верховным советом СССР в ноябре прошлого года, открывало конструктивный путь к выходу из создавшегося положения. Однако ни руководством Армении, ни руководством Азербаджана, ни НКАО не было принято конструктивных мер для выхода из кризиса. Более того, конфликт стал принимать особенно острый, открыто конфронтационный характер. Лишь в настоящее время обстановка постепенно нормализуется.

Затем были даны ответы на вопросы.

— Не могли бы вы подробнее рассказать о Народном фронте Азербайджана? Кто входит в состав Комитета обороны НФА и какова его ориентация? Каково влияние совета в обществе и насколько вы готовы сотрудничать с умеренными слоями Народного фронта?

— Формирование Народного фронта Азербайджана проходило в сложной ситуации. При принятии его программы немалую позитивную роль играла интеллигенция. И если мы проанализируем те цели, задачи, которые ставил Народный фронт Азербайджана, то в целом их можно признать позитивными: они связаны с экономической самостоятельностью, повышением суверенитета Азербайджана, развитием культуры и т. д. Однако дальнейшее развитие событий в Азербайджане, медлительность официальных властей в решении, в частности, такой острейшей проблемы, как проблема беженцев, создали экстремальную ситуацию. В этих условиях то крыло Народного фронта, которое предлагало наиболее решительные действия, все более и более завоевывало популярность.

Сегодня Народный фронт оказался расслоенным. Видимо, тем членам Народного фронта, которые стоят на позитивной, конструктивной платформе, нужно проанализировать обстановку, отмежеваться от действий экстремистских элементов. Тогда можно будет вести разговор.

— Всякий раз, когда возникает политический кризис с применением насилия, советские официальные представители заявляют, что это не только межнациональный конфликт, но и результат действий политических и экономических сил прошлого. Вы разделяете это мнение?

— Да. Я считаю, что и события в Азербайджане, и события во всем этом регионе нельзя сводить исключительно к межэтническому конфликту. Здесь есть серьезное воздействие и социального кризиса, и экономического, действия «теневой экономики», соответствующих коррумпированных кланов.

Обратите внимание: постановление Верховного Совета по Нагорному Карабаху можно критиковать, но при создавшихся условиях это единственный разумный выход из положения. Но это решение торпедируется определенными силами и Армении, и Нагорного Карабаха, и Азербайджана.

— Как вы рассматриваете мирные переговоры между представителями народных движений Азербайджана и Армении в Риге? Что вы скажете о предложении Гарри Каспарова содействовать восстановлению мира в Баку?

— Мне пока ничего не известно о мирных переговорах в Риге: я только что прилетел.

Знаю, что между Народным фронтом Нахичевани и Армянским общенациональным движением были переговоры по поводу пограничных конфликтов. Вопрос это непростой. Во всяком случае в результате этих переговоров огонь на границе был прекращен. В данном случае я рассуждаю таким образом: если переговоры достигают цели и прекращается кровопролитие, то такие переговоры можно поддержать, не делая каких то далеко идущих политических выводов.

Я с большим уважением отношусь к Гарри Каспарову и знал о его горячем желании еще ранее, на первых порах, как-то помочь в разрешении кризиса в Нагорном Карабахе. Я думаю, что такой человек, как Каспаров, может помочь в этом вопросе, используя свой авторитет, свое влияние.

— На II Съезде народных депутатов СССР было заявлено, что в Сумгаит войска пришли слишком поздно. Но там резня продолжалась три дня. В Баку же войска пришли спустя шесть дией после начала резни... Почему же так поздно?

— Разговор идет о разных вещах. Решение о введении войск было принято 19—20 января. Однако обеспечение безопасности жизни людей — это дело в первую очередь внутренних войск, милиции. На первых же порах при обострении ситуации были введены 11,5 тыс. человек.

Видимо, надо также представлять себе, что Баку — город с двухмиллионным населением. Для того чтобы удержать каждый дом, где проживало армянское население, нужно было точно предвидеть, когда начнутся события, надо было иметь огромную армию. Это все не так просто, хотя многие армянские дома периодически брались под охрану народными дружинами, органами МВД.

Кроме того, ввод войск блокировался, некоторые воинские подразделения находились в прямом смысле слова в осаде в городках и не могли выйти.

— Верховный Совет Азербайджана очень резко выступил против решения о введении чрезвычайного положения в Баку. Вряд ли этот шаг будет способствовать укреплению доверия местных властей к политике Децентрализации, проводимой Москвой.

— Действительно, внеочередная сессия Верховного Совета Азербайджана осудила решение Президиума Верховного Совета СССР о введении чрезвычайного положения. Это было сделано в сложной драматической ситуации: сессия была проведена в тот же день, точнее, в ночь с 20 на 21 января, и это не могло не наложить своего отпечатка.

Как вы знаете, в чрезвычайных ситуациях Президиум Верховного Совета СССР может принимать решения и без согласия республики, исходя из общей ощенки ситуации. Но тем не менее конфликт налицо.

Давайте подождем какое-то время, чтобы улеглись страсти. Я думаю, что после этого мы получим более выверенные политические оценки.

— Было ли оружие западного образца среди того оружия, которое изъято у боевиков?

— Я не видел, поэтому ничего не могу сказать по этому вопросу.

— Есть люди, которые говорят, что ситуация может достичь такой остроты, что Москве придется согласиться с выходом Азербайджана из состава СССР. Было бы это плохо для Советского Союза и если да, то почему?

— Я считаю нежелательным, чтобы какая бы то ни было республика выходила из состава Советского Союза не по причинам чисто экономическим или социальным, а исходя из гуманных соображений, исходя из того, что уже не одно десятилетие люди живут в одном государстве. И надо уметь извлекать из §того выгоду. Но надо сделать все для того, чтобы эти выгоды имел каждый народ. В то же время я считаю, что формой связи между союзными республиками должен стать принцип договорных отношений.

— Сколько человек вышли из Компартии Азербайджана за последнее время и какова ее численность в настоящее время?

— Вот цифра, которой я располагал перед отъездом (из Закавказья. — Ред.): из партии вышли 17—18 тыс. человек. А насчитывает Коммунистическая партия Азербайджана, по-моему, 340—360 тыс. человек.

("Аргументы и факты", №5, 1990 г.)