К выборам надо готовиться - 1990 г.
Беседа корреспондента «АиФ» с социологом, доктором философских наук Е. АНДРЮЩЕНКО.
СЕГОДНЯ от Закарпатья до Курильских островов известны все кандидаты в народные депутаты. И те, кто действовал открыто, и те, кто, учитывая возможности возникающих в округах соперников, выжидал до последнего момента, чтобы выставить свою кандидатуру в том или ином округе, иногда далеко от своего места жительства и работы. Такую возможность как специалистам, так и чиновникам союзного масштаба часто давали национально-территориальные округа. Порой таких претендентов оказывалось 5 из 11 на округ, как, например, в Ярославской области.
В свою очередь и активность граждан, и альтернативность при выдвижении кандидатов также была различна. Чем выше был статус Совета, тем острее шла борьба, большим было число претендентов. В сельские и поселковые Советы, при большом числе самоотводов, едва удавалось найти для альтернативы хотя бы второго кандидата. Зато в республиканские Советы зарегистрировано в среднем по 6—7 претендентов на Украине, 7— 8 — в РСФСР. А в некоторых округах даже по 28 кандидатов.
- А много ли безальтернативных округов?
- Немало. В республиканских и особенно в областных Советах, где некоторые начальники нередко будут соревноваться... сами с собой. Причем уже сейчас можно сказать, что их число прибавится там, где альтернативные кандидаты были выдвинуты искусственно, специально для временного прикрытия от нападок прессы и общественности. Слабые, некомпетентные соперники начальников готовы в любой момент снять свои кандидатуры.
Нездоровую тенденцию создали многие лидеры областного масштаба и первые лица городов и районов, вступившие в предвыборную «борьбу» без конкурентов на окраинах, а не в центрах территории.
- Видимо, нетрудно предугадать, что в подобных случаях может подняться волна бойкотирования выборов, как это имело место весной прошлого года?
- Да, вполне возможно, что в день выборов мы вновь увидим пикеты у избирательных участков, а в час пик у метрополитенов, транспортных остановок, в местах общения и отдыха — людей с плакатом: «Единственного кандидата вычеркни!».
- Редакция получает письма, в которых читатели сообщают о различных ухищрениях чиновников в ходе предвыборной компании.
- При общем повышении активности граждан, но недостаточной их политической культуре, изощренность чиновничьего манипулирования ходом предвыборной кампании заметно возросла. И там, где кадры аппарата времен «застоя» сохранили прежний облик, и там, где они, прячась за ширму националистических движений, продолжают служить тем, кто сидел и сидит (в отличие от часто меняющихся работников аппарата) на распределении общественных благ, кто, накопив капиталец, уже не нуждается в социализме.
Если, скажем, в Казахстане, где выборы в местные Советы прошли в декабре минувшего года, многие задачи консервативных сил были решены путем безальтернативности в бюллетене в трех четвертях избирательных округов, то во многих местах Прибалтики пришлось наблюдать прямо противоположное. Стимулировалась широчайшая альтернативность в рабочих коллективах (преимущественно русскоязычных). При прохладном отношении со стороны органов управления, действуя некоординированно, их кандидаты боролись между собой, распыляя голоса своих сторонников, в то время как оппоненты четко выставляли лишь единственного кандидата, активно боролись за него и побеждали.
- А какие нарушения Закона в основном наблюдались в ходе голосования там, где выборы уже прошли?
- В этом плане новые веяния благополучно уживались с порядками «добрых старых времен». На многих избирательных участках члены участковых комиссий по-прежнему не только не интересовались документами избирателей, но и с радостью выдавали в одни руки несколько бюллетеней. В помещениях избирательных участков, оказывая давление в пользу так называемой «коренной» национальности, работали «гражданские комитеты». Голоса избирателей добирались выездами на дом не только к инвалидам, но и к тем, кто «задерживался» с голосованием в студенческих, рабочих общежитиях, что недопустимо по закону. Пределом административного рвения можно, пожалуй, считать случай сожжения части избирательных бюллетеней и превышения числа бюллетеней в урне по отношению к числу выданных бюллетеней. Не случайно только в Казахста не в 25 округах выборы признаны несостоявшимися. На них явилось менее половины избирателей. В 15 — нарушен Закон о выборах, в 914 — проводилось повторное голосование, в 2273 — будут повторные выборы, так что издержки предвыборной кампании налицо.
- Долгие годы главным ориентиром в ходе выдвижения кандидатов в депутаты декларировалось пропорциональное представительство в Советах различных категорий населения по полу, возрасту, профессии. Жестко ограничивая свободу волеизъявления граждан, установки такого рода на практике справедливого представительства общественных групп в Советах не достигали. Более того, подавляющая масса депутатов даже высшего органа власти страны оказывалась представленной чиновниками верхних эшелонов исполнительных органов власти, являвшихся, таким образом, контролерами собственной деятельности. Как, на ваш взгляд, обстоит дело теперь?
- Подлинная свобода волеизъявления избирателей, реальная предвыборная борьба за депутатские мандаты последнего времени дали новую тенденцию. Кандидаты - одиночки, нередко противостоящие местной власти, недееспособной в решении насущных проблем населения, стали консолидироваться В Прибалтике, например, объ единенные национальной идеей, они обрели реальную силу в ходе подготовки к выборам народных депутатов СССР. А по своим программам, действиям и организации некоторые из существующих ассоциаций, комитетов, фронтов приблизились к статусу политических партий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от партийных комитетов России, Белоруссии, Украины, включающихся весьма неактивно, а еще чаще неумело . в ход избирательной кампании, объединения такого рода действуют весьма энергично, координированно, творчески. Достаточно сказать, что для подготовки выборной кампании ее организаторы в г. Тарту провели многодневную учебу с привлечением семи лекторов исследовательского фонда конгресса США, выезжали в ФРГ.
- Судя по всему, такое не исключено и в других городах и регионах страны.
- Видимо, так будет. Характерны в этом отношении действия объединения избирателей Октябрьского района Москвы, округа, от которого избран народным депутатом СССР И. Заславский. Объединение официально зарегистрировано местными властями, имеет счет в банке и штаб-квартиру. Кандидаты объединения баллотируются почти по всем 150 округам по выборам в райсовет. Их подготовка и проведение выдвижения велись централизованно. И. Заславский собирается выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя райсовета. На уровне района он хочет осуществить эксперимент: превратить подвластную райсовету территорию в максимально свободную экономическую зону.
Многих кандидатов в депутаты новой формации (да и кое-кого из народных депутатов СССР) отличает значительно большая, чем раньше, социальная активность, независимость в суждениях, хороший контакт с избирателями. Но одновременно, как это ни печально... и некомпетентность во многих вопросах, отсутствие опыта в решении практических нужд населения. Их некомпетентность может нанести большой ущерб всему обществу. Советы, тем более высших уровней, нельзя уподоблять курсам повышения квалификации.
- И что вы, как ученый, предлагаете?
- Считаю, что важнейшим ориентиром при выборе народных депутатов является формирование конкретных комиссий и комитетов Совета специалистами, способными решить главные проблемы территории.
Это способны сделать согласительные комиссии, объединяющие представителей различных общественных организаций, путем публикации списков рекомендуемых кандидатов от имени самых авторитетных граждан территории. В городских, областных, районных Советах нормальную жизнь граждан определят прежде всего компетентные в соответствующем деле специалисты, способные проверить, а когда надо, и направить работу исполнителей. В органах республиканской и местной власти, считаю, должны быть те, кто стоит за приоритет общечеловеческих ценностей, правовое государство, выступает против всех форм эксплуатации, против тех, кто стоит на пути гласности, прав человека, кто хотел бы использовать демократию с целью насилия и грабежа страны.
(Беседу вел В. Воронецкий, "Аргументы и факты", №5, 1990 г.)
МНЕНИЕ
Стопроцентные кандидаты
РУКОВОДИТЕЛИ партийного, советского, профсоюзного аппарата Липецка в ходе избирательной кампании решили не испытывать судьбу, не надеясь на доверие своих избирателей. Все они оказались в своих округах в гордом одиночестве.
Из 346 кандидатов в областной Совет у 101 кандидата нет соперников.
Конечно, при этом иной кандидат, набравший менее 50% голосов избирателей, может и не пройти. Такие случаи на выборах народных депутатов СССР были. Однако об этом положении Закона многие не знают и предпочитают вообще не участвовать в таких «выборах», чем и помогают пройти безальтернативным кандидатам.
Есть у нас немало избирательных округов, по которым баллотируется по нескольку кандидатов. Принцип тут такой: их тем больше, чем демократичнее, прогрессивнее их взгляды.
Думаю, что для исключения аппаратных игр было бы полезно на будущее предусмотреть возможность перехода кандидатов такого ранга из руководящего состава в другой избирательный округ уже после регистрации, определив для этого сроки. Ведь все равно эта часть кандидатов не связана напрямую с избирателями своих округов.
(И. Ляховицкий, кандидат в народные детаты горсовета, член КПСС, "Аргументы и факты", №5, 1990 г.)