THE FASHION SUMMIT'90

...

Мода. Встреча в верхах

Токийский фестиваль подтвердил: Мода не признает границ! Впервые на смотр лучших модельеров приглашен Вячеслав Зайцев. Всегда ли мода шокирует? Почему женщины отказываются от диктата дизайнеров? Фантазия, романтика и фольклорные мотивы — главное для моды 90-х годов.

Мода это прежде всего стиль. Стиль и образ отдельного художника или нескольких, с похожими вкусами. Это еще стиль жизни и образ страны. Пожалуй, именно мода больше, чем что-либо другое, служит языком международного общения.

Когда Японский фонд моды решил возобновить международные фестивали лучших модельеров мира, он имел в виду объединить людей с помощью всем понятного языка — искусства одежды. Добрым знаком перемен в мире стало приглашение привезти свою коллекцию, направленное московскому модельеру Вячеславу Зайцеву.

Вместе с ним на одной сцене в Токио модели-1999 показывали американка Донна Каран, японка Ханаэ Мори, француз Клод Монтана, англичане Кит Варти и Ален Кливер. Последние создают одежду для итальянской фирмы «Библос». Такой подбор участников и то, что по времени это событие совпало с советско-американской встречей на Мальте, придали фестивалю совершенно неожиданный смысл, позволивший организаторам гордо провозгласить токийскую встречу лучших в мире стилистов одежды «Встречей моды на высшем уровне».

Какой же будет мода последнего десятилетия Еека? Слово — участникам фестиваля.

Ханаэ Мори,

Токио

— Очарование женщины меняется с эпохой. Сейчас женщина работает, получает зарплату и может сама, по своему вкусу, выбрать одежду, еду, вообще стиль жизни. Но всегда женщиной ее делает стремление пленять мужчину.

Роли в отношениях мужчины и женщины могут меняться, неизменным же остается главное — гармония. Одежда женщины тоже меняется вместе со временем, в котором она живет. И все же для меня всегда главным будет женственность, мягкость линий.

У каждой страны — своя история, свои традиции. Но с помощью моды мы нахоДим нечто общее, общий взгляд на мир.

В этом, кстати, смысл того, зачем мы собрались здесь, в Токио.

Клод Монтана,

Париж

Модели Ханаэ Мори, 1990
Купальники Ханаэ Мари, 199-

— Мне трудно сказать, что я хочу выразить своими моделями. Если бы знал это, наверное, не смог бы работать. Сначала я вижу какую-то цветовую гамму. Нынешняя моя коллекция вся сделана в «экологических», природных цветах.

Мне кажется, мода будет проще, причем особое внимание станут уделять крою и работе с новыми материалами, прежде всего с натуральными, их сочетаниями и расцветками. 90-е годы — это, по-моему, время, когда мода снова начнет шокировать, поражать. Хочу сделать такую коллекцию, которая бы шокировала.

Думаю, вернется униформа, эта, может быть, лучшая из одежд. Униформа не обязательно должна быть скучной. Она может быть и экстравагантной, и необычных цветов. Даже в коллекции, которую я показал в Токио, были униформы. Ничто другое не дает такой возможности выразить свою индивидуальность или преобразить ее. Мне бы хотелось также сделать зимнюю коллекцию, с мехом, с объемными моделями -V- и показать ее в Москве.

Кит Варти, Ален Кливер,

Милан

— Нам кажется, сейчас многие модельеры делают одежду просто ради моделирования, не думая о потребителе.

Фирма «Библос» —4 это мода молодости, но не только в смысле возраста, а взгляда на жизнь. Она создает радостную, удобную одежду. Мы никогда не старались быть слишком серьезными, не пытались сделать свои модели интеллектуальными. Юмор, развлекательность — вот что требует одежда «Библос».

Всегда думаем о том, что нашу одежду будут носить, а не только показывать на сцене-дорожке. Видимо, в дальнейшем одежда станет проще: дальше усложнять моду невозможно. Модная одежда должна, наконец, стать доступной по ценам — сейчас они просто невероятны. Это, наверное, ключевой элемент для любого модельера, желающего добиться успеха в 90-е годы. Для нас главное в моде нового десятилетия — честность и простота.

Донна Каран,

Нью-Йорк

— Мы говорим о моде — итальянской, французской, японской, но на самом деле речь всегда идет о женщине, о том, что ей необходимо. В наше время женщина чувствует себя намного увереннее, самостоятельнее, она перестала косить именно те модные вещи, которые ей навязывают модельеры — так было раньше. Сейчас на первый план выходит мода улицы и мода индивидуальности.

Для американского образа жизни, как и для американской моды, характерен; свободный, расслабленный, удобный стиль. Думаю, такая одежда отвечает требованиям женщин всего мира.

Для меня лично очень важна комфортность моды. Хочу иметь что-то очень простое, удобное, но в то же время законченное по замыслу. Поэтому для одежды, которую я создаю, характерно, что она легко превращается из дневной в вечернюю, если добавить или убрать один-два элемента… В моих моделях пиджак часто сочетается с платьем. Пиджак — это мужской элемент одежды, платье — женский. Совместите их в едином ансамбле — и получите одежду, которая выражает мир ваших чувств. В то же время это то, что вы можете носить и на работе.

Вячеслав Зайцев,

Москва

— Для меня важно найти возможность сопряжения человека с окружающей средой. Момент гармонии — вот главное в искусстве одежды. Человек должен ощущать себя очень уверенно в своем окружении, не «засорять» его своим внешним видом.

Конечно, у советской моды есть будущее. Но, к сожалению, сегодня уровень развития нашей модной индустрии еще недостаточно высок. Для нас проблема прежде всего в культуре одежды, а это — и проблема ассортимента. Серьезно заниматься модой можно лишь тогда, когда человек имеет самсе элементарное. Ведь мода — это привилегия, надстройка над простой культурой одежды.

Счастлив, что наконец-то о нашей профессии стали говорить, как о нужной. В 60—70-е годы человек, одетый красиво и модно, вызывал у нас в стране возмущение, чувство протеста — так нас воспитали. Сейчас все изменилось, люди стараются найти свой образ. Это стремление к выражению индивидуальности становится важным фактором в развитии моды и модной индустрии.

Джон Фэйрчайлд,

почетный председатель фестиваля, издатель и редактор газеты «Уименз Узар дейли», США

— Думаю, что самое главное в моде — фантазия, романтика, любовь. Всем нужна мечта… Каждая женщина хочет правиться. Это и есть тот побудительный мотив, который заставляет ее покупать новое платье или новый свитер. Модельер всегда должен играть в эту игру соблазна и обольщения.

Что ждет моду в будущем? Мы достигли сейчас момента, когда мода стала такой простой, что она утомляет. Одежда превратилась просто в обертку для человеческого тела, а это совсем неинтересно. Повторяю: фантазия и романтика — вот что нужно для моды. И еще, думаю, влиятельной тенденцией в мире моды станут фольклорные мотивы одежды народов восточноевропейских стран и Советского Союза.

На токийский фестиваль мы специально пригласили модельеров, у которых концепции моды очень разные. Так, Монтана — это интеллектуальный дизайнер, авангардный, эксцентричный, я бы сказал, шокирующий. Но одежда сделана очень хорошо, великолепно подобраны цвета. Его стиль — спортивный, для отдыха и развлечений. Одежда Донны Каран — для деловых женщин, добившихся успеха в своей карьере. Она прекрасно чувствует, как лучше будет смотреться ткань на теле. Художники фирмы «Библос» делают одежду радостную, я бы сказал, счастливую, одежду молодости. Думаю, эти модели будут иметь наибольший коммерческий успех в мире. Ханаэ Мори — одна из тех японских женщин, которые пошли против традиции своей страны. Конечно, она взяла многое из этой традиции, особенно в вышивче, тем не менее ее модели — интернациональны, их может носить женщина в Париже, в Нью- Йорке, в Москве — везде. Ну, а модели Вячеслава Зайцева — очень парижские. Чувствуется, что он черпает вдохновение в парижской моде. Ему не хватает тканей, но если бы он получил такой выбор в тканях, какой дает модельеру Милан, он наверняка добился бы фантастических результатов.

А вообще долгие годы, которые я провел в мире моды, убедили меня: никто — ни модельеры, ни журналисты, ни промышленники, ни владельцы универмагов — не знают, что захотят покупать и носить прекрасные женщины мира. Женщины, ради которых и существует мир, моды...

(Александр АНИЧКИН,
спец. корр. «Известий».
Токио.
"Неделя", № 2 (1554), 1990)