1990 год. Какой быть церкви

...

По некоторым оценкам, в СССР насчитывается до 90 млн. верующих.

Сектор социологии религии и атеизма Института социологии АН СССР совместно с журналом «Наука и религия» провел экспертный социологический опрос на тему «Особенности взаимоотношений государства и Церкви в условиях перестройки».

В опросе участвовали 64 эксперта-атеиста (ученые религиоведы, преподаватели научного атеизма, партийные и советские работники, журналисты, лекторы общества «Знание», сотрудники Советов по делам религий и др.) к 64 экспорта-верующих (священнослужители, церковные старосты, слуйрщие и др.).

ОПРОШЕННЫЕ АТЕИСТЫ считают, что:

  • формулировка статьи 52 Конституции СССР о свободе совести неудовлетворительна (66%): «говорится о гарантии отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, но ничего не говорится о равном праве вести религиозную пропаганду», «свобода совести более серьезная ценность, чем альтернатива между религией и атеизмом».
  • следует отменить Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. (с дополнениями 1975 г.) как «репрессивное», «противоречащее ленинскому Декрету» (18%), нужно предоставить религиозным организациям статус юридического лица.
  • до настоящего времени по отношению к верующим нарушаются принципы социальной справедливости (56%). Это проявляется в завышенных платежах за коммунальные услуги для религиозных объединений (12%), в дискриминации верующих со стороны администрации предприятий, в непоощрении трудящихся-верующих за добросовестный труд (отказ в награждении их орденами и медалями), за многодетность (отказ в награждении орденом «Мать-героиня»), в необоснованных увольнениях с работы, отказах в оформлении на работу, в загранкомандировки, в предоставлении социальных льгот — путевок в санатории и пионерские лагеря, улучшении жилищных условий, распределении дефицитных товаров (44%). Перед верующими почти закрыта возможность получения3 высшего образования в гуманитарных областях, связанных с идеологией (10%), для верующих фактически действует «запрет на профессии», они не могут занимать руководящих должностей высокого уровня (7%).
  • гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют брать в руки оружие, следует предоставить возможность «альтернативной службы» («за» высказались 74%, «против» — 18%).
  • следует разрешить религиозным организациям иметь собственные средства массовой информации («за» 68%, «против» — 26%). Часть опрошенных считает, что религиозные организации должны иметь доступ к государственным средствам массовой информации.
  • нужна коренная перестройка атеистической пропаганды (90%), отказ от «лобового атеизма», «объективный анализ роли Церкви в истории государства и общества» (46%). 48% опрошенных считают, что атеистическая пропаганда должна быть частным делом неверующих и строиться на общественных началах, государство должно прекратить ее финансирование; 49% высказались против этого предложения.
  • следует разрешить религиозное обучение детей частным образом (73%), в частности открыть воскресные школы при храмах, летние детские лагеря (негосударственные) с преподаванием основ религии. В то же время 8% экспертов-атеистов сомневаются в целесообразности религиозного обучения: «в угаре демократизма мы забываем, что в Советском государстве, где руководящей является Коммунистическая партия, должна быть организована работа по распространению именно материалистического учения».

А ВОТ МНЕНИЕ ОПРОШЕННЫХ ВЕРУЮЩИХ, (53 представителей традиционных конфессий — православных, баптистов, адвентистов и иудеев и 11 нетрадиционных — кришнаитов и квакеров). Они считают, что:

  • редакция статьи 52 Конституции СССР ограничивает права верующих («за» высказались 75% «традиционников» и 100% «нетрадиционников»): «следует обеспечить конституционные гарантии нейтральности государства не только по отношению к верующим и атеистам, но и к религиозной и атеистической пропаганде». Часть экспертов-«не- традиционников» считает, что принцип отделения Церкви от государства следует отменить, так как Церковь в СССР полностью интегрирована в государственные структуры и не оказывает никакого реального влияния на государственную политику.
  • существующее законодательство о культах следует кардинально пересмотреть, так как оно было принято в годы репрессий и не отвечает духу времени и нормам международного права (55% «традиционников» и 73% «нетрадиционников»). Остальные эксперты не смогли высказаться на этот счет вследствие недоступности для них текстов законодательства о культах.
  • нужно, но мнению некоторых экспертов-верующих, упразднить Совет по делам религий при Совете Министров СССР («в подлинно правовом государстве отношения между Церковью и государством должны регулироваться законом, а не каким-то органом») и взамен создать Комиссию по делам религий при Верховном Совете СССР, состоящую из представителей верующих и атеистов, для контроля за соблюдением Закона о свободе совести.
  • отсутствует реальное равенство вероисповеданий, в привилегированном положении находятся Русская Православная Церковь и мусульмане, которые «не только контролируются властями, но и коррумпируются с госаппаратом» («за» — 28% «традиционников» и 100% «нетрадиционников», «против» — 42% «традиционников»).
  • нарушаются принципы социальной справедливости ио отношению к верующим (75% «традиционников» и 100% «нетрадиционников»): завышено налогообложение доходов служителей Церкви («налог составляет половину зарплаты, а то и больше»), ограничен совокупный заработок работающих в Церкви пенсионеров 150 рублями в месяц (на госпредприятиях — 300 руб.).
  • необходимо заменить разрешительный порядок регистрации новых религиозных общин явочным.
  • государство игнорирует религиозные праздники.
  • Советы по делам религий и их уполномоченные подавляют общественную инициативу религиозных организаций, занимаясь «добровольно - принудительным изъятием денег у церковных общин в Фонд мира и другие фонды».
  • нужно разрешить верующим некоторых конфессий «альтернативную службу» (57% «традиционников» и 91% «нетрадиционников» — «за», 26% «традиционников» — «против»): в частности, на сельхозработах, в домах престарелых и инвалидов, детских домах, госпиталях сроком до 4 лет.
  • атеистическая пропаганда должна проводиться на строго научной основе, не носить форм политических кампаний (60 % «традиционников» и 40% «нетрадиционников»), должна быть лишена государственной поддержки и проводиться на пожертвования частных лиц и заинтересованных общественных организаций (20% «традиционников» и 73% «нетрадицирнни- ков»).
  • религиозные организации в условиях перестройки могут способствовать консолидации общества активной проповедью общечеловеческих ценностей (70% «традиционников » и 100 % «не- традиционников»), стием в движении милосердия л пропаганде здорового образа жизни (соответственно 28% и 18%).

(С. ЯКОВЛЕВ, руководитель исследования, И. ПОЛУЛЯХ, В. ЛОКОСОВ, В. МЕДВЕДЕВА, П. ОЛОВЯННИКОВ, "Аргументы и Факты", № 6, 1990 г.)